10.06.2011 - Контролируемая независимость

По мере введения новых образовательных стандартов становится очевидно: обещанной автономии школы, скорее всего, не получат

В школе опять беспокойно. Забастовали московские учителя, в ближайшем будущем к ним могут присоединиться коллеги из других регионов. Казалось, вопросы, которые поднимались в прошлом году и привлекли внимание первых лиц государства, на время потеряли актуальность. Закон «Об образовании» – на доработке до августа, Федеральный государственный стандарт (ФГОС) для старшей школы также дорабатывается, причем все больше чиновников высказываются в пользу третьего варианта, разработанного Российской академией образования (который в целом учитывает всю критику, что обрушилась на первый и второй варианты стандарта).

Проблема в другом. Образовательные реформы последних лет – это не только ФГОС для старшей школы. В 2010 году приняты и уже воплощаются в жизнь ФГОС для начальной и основной школ, плюс появился Закон о государственных учреждениях, предписывающий школам либо становиться автономными, либо оставаться бюджетными. По мере воплощения этих новых законов директора и учителя сталкиваются с тем, что красивые преамбулы (задача школы – сформировать набор навыков, компетенций, школе дается большая самостоятельность в выборе путей формирования этих навыков) наполняются иным смыслом. Автономия школ оказывается четко контролируемой.

См. полный текст статьи