14.11.2011 - Будут места для первоклашек

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» рассмотрели на парламентских слушаниях в Государственной Думе в режиме видеоконференции. Первоначальный текст документа был опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки России в мае 2010 года. Всё это время в обществе шло его бурное обсуждение.

Открывая слушания, заместитель Председателя Государственной Думы Светлана Журова сказала, что последняя рабочая версия документа наиболее близка к тому, что хотелось бы видеть в конечном итоге.

Депутат считает, что в ряде регионов возникают серьёзные проблемы с обеспечением мест для первоклашек и ситуация будет только обостряться в связи с увеличением рождаемости в ряде субъектов. Вторая проблема – доступность дополнительного образования для детей. «Если мы не решим эту проблему, дети вместо того, чтобы заниматься спортом, художественным образованием, окажутся на улице», – отметила Светлана Журова. В новой редакции законопроекта об образовании есть глава, посвящённая дополнительному образованию, но для того, чтобы обеспечить его доступность, потребуется ещё целый ряд нормативно-правовых актов. Кроме того, по мнению Светланы Журовой, на законодательном уровне нужно решить проблемы, связанные с развитием инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах.

К третьему варианту законопроекта его структура стала более чёткой, содержание правовых норм – лаконичным и ясным, признал председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин. При доработке документа, по его словам, были учтены рекомендации о закреплении семейного образования. Дошкольное образование в нём рассматривается как самостоятельный уровень, но остается открытым вопрос об обязательности его прохождения.

В новой версии документа урегулированы вопросы выбора школы для обучения. Вместе с тем, как отметили участники слушаний, требуют дальнейшего совершенствования федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Было решено исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и решать проблему подготовки квалифицированных рабочих на уровне среднего профессионального образования, сделав его общедоступным и бесплатным. Также в тексте законопроекта в новой редакции детально прописан правовой статус педагогических работников и руководителей образовательных учреждений и положение о том, что средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней зарплаты в экономике соответствующего региона. Кроме того, были восстановлены социальные стипендии и другие формы социальной поддержки студенчества.

Конечно, в представленном тексте ещё сохранились «узкие» места. Это вопросы разграничения полномочий в сфере образования, формирования нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, в том числе для малокомплектных и сельских школ, а также платной индивидуальной педагогической деятельности.

С тем, что после доработки законопроект стал, несомненно, лучше, согласился и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, член фракции КПРФ, Олег Смолин. Правда, «хуже, чем первая версия законопроекта, и не могло быть», с иронией добавил он. Фракция КПРФ, по словам депутата, внесла законопроект «О народном образовании в Российской Федерации», в котором предлагается альтернативный курс образовательной политики. «Мы рассматриваем образование как главный элемент общественного воспроизводства. А затраты на образование не как бремя бюджета, которое нужно сокращать, а как долгосрочные инвестиции в человека», – подчеркнул депутат. Залог успеха модернизации и национальной безопасности не элитарное образование для богатых, а элитарное образование для всех, считает он. Депутат заметил, что с учётом инфляции к 2014 году расходы бюджета на образование, по его подсчётам, сократятся на четверть по сравнению с нынешним годом.

По итогам слушаний Правительству было рекомендовано ускорить доработку и внесение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», а также поправок в отдельные законы с учётом прозвучавших предложений.

Источник: "Парламентская газета"