15.09.2011 - Проблемы внедрения «электронного правительства» обсудили в Иркутске в рамках БЭФ

Круглый стол «Информационное общество в России: состояние, перспективы и вызовы» состоялся в Иркутске 13 сентября в рамках VII Байкальского международного экономического форума. В обсуждении участвовали председатель комиссии по развитию информационного общества Совета законодателей, член Совета Федерации Руслан Гаттаров, заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, помощник руководителя администрации Президента РФ, заместитель руководителя экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в России Максут Шадаев, вице-президент – директор макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Максим Кудрявцев, а также представители органов власти республик Алтай и Бурятия, Вологодской и Ленинградской, Новосибирской областей и города Черкесска.

Тема внедрения «электронного правительства» стала одной из ключевых на круглом столе. В 2010 году был принят закон № 210, он призван регулировать систему предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме. Первоначальная редакция закона предусматривала перевод органов государственной власти на электронный документооборот с первого июля 2011 года. Затем сроки были перенесены: федеральные органы должны ввести новую информационную систему с октября нынешнего года, региональные – с лета 2012. С этого времени ведомства не имеют права по определенному перечню госуслуг требовать с граждан документы, которые содержатся в государственных базах данных.

Олег Фомичев выразил твердую уверенность в том, что указанные в законе сроки будут соблюдены. Сейчас ведется постоянный мониторинг готовности федеральных госорганов к предоставлению услуг в электронном виде, причем вся информация доступна в сети Интернет в реальном времени. После 1 октября мониторинг будет обращен на региональные власти. Кроме того, существует задача до конца нынешнего года создать многофункциональные центры оказания государственных услуг (МФЦ) в каждом муниципалитете. По мнению эксперта, полностью выполнить эту задачу в сжатые сроки вряд ли получится.

С начала следующего года жители России получат доступ к государственным электронным услугам через универсальные электронные карты. С помощью этого инструмента можно будет пользоваться госуслугами, осуществлять платежи и многое другое. Предполагается, что в будущем электронная карта заменит паспорт.

Руслан Гаттаров также уверен в том, что властям удастся уложиться в оговоренные в законе сроки, и люди смогут получать государственные услуги в современном виде. Как рассказал Максут Шадаев, сейчас Россия занимает не очень высокие позиции в общемировых рейтингах. По индексу готовности к сетевому обществу наша страна не поднимается выше 60-70-х мест (по разным версиям). По индексу проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Россия находится на 40-50 местах. Власти ставят перед собой амбициозные цели: к 2015 году мы должны войти в двадцатку ведущих по индексу готовности сетевого общества и десятку – по проникновению ИКТ. Активнее всего высокие технологии внедряются в системе образования. Предполагается, что к 2020 году 80% учеников будут иметь индивидуальные планшеты для обучения, половину классов оснастят современными средствами мультимедийных презентаций, во всех образовательных учреждениях заработает система «Электронная школа». Со значительным отставанием современные информационные технологии приходят в здравоохранение и культуру.

С примером успешно работающей системы электронного взаимодействия госорганов участников круглого стола познакомил руководитель проектов Центра стратегического развития Elion Enterprises Limited (Эстония) Иван Шапран. Опыт этого государства считается одним из самых передовых в мире. По словам гостя, уровень информатизации в Эстонии в два раза выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. Такого уровня удалось достичь главным образом за счет организации массовых передвижных курсов компьютерной грамотности, выдачи бесплатных ноутбуков учителям и создания зон бесплатного Wi-Fi доступа. Более 10 лет назад в стране была введена универсальная электронная карта, этот документ, заменяющий паспорт, выдает полиция. Сейчас работает новая форма электронной карты – с биометрическими данными.

Одним из крупнейших поставщиков информационно-коммуникационных услуг в нашей стране является ОАО «Ростелеком». В некоторых регионах компания занимает позицию монополиста. Максим Кудрявцев, руководящий сибирским филиалом ОАО «Ростелеком», рассказал, что компания подписала соглашения о сотрудничестве со всеми сибирскими регионами. В качестве пилотных территорий в развитии системы «электронное правительство» выбраны Новосибирская и Кемеровская области. На сегодняшний день установлено 132 терминала для доступа к электронным госуслугам: 93 в Новосибирской области, 38 – в Кемеровской области, 1 – в Хакасии. Работа в регионах проводится в два этапа. Первый – перевод на электронный документооборот, второй – обслуживание системы.

Член Совета Федерации ФС РФ Алексей Сокин направил дискуссию в другое русло. Он сообщил, что в 30% муниципалитетах страны отсутствует Интернет, 60% населения России не умеют пользоваться не только Интернетом, но и компьютером. «У нас есть критерии – сколько денег вложено, сколько оптоволоконного кабеля проложено, а сколько людей обучено, такого критерия нет», - возмутился член верхней палаты.

Олег Фомичев согласился, что именно муниципалитеты являются наиболее проблемным звеном при переходе на электронное межведомственное взаимодействие.

Критическую мысль Алексея Сокина продолжил руководитель государственного учреждения «Росинформ» из республики Мордовия Алексей Романов: «Давайте посмотрим на реальную обстановку в регионах, большинство из которых имеют дотационные бюджеты. Любой дорогостоящий проект, который будет выполнен на федеральные деньги, без дальнейшего обслуживания умрет через год-два. Где регионы найдут деньги на это самое обслуживание - непонятно».

Максут Шадаев успокоил представителей регионов тем, что и на обслуживание работающей системы средства будет выделять федерация. Один из вариантов – создание единого фонда, по аналогии с Фондом содействия реформированию ЖКХ.

Участник из Красноярского края предложил властям рассмотреть возможность бесплатного доступа граждан к порталу госуслуг. Например, у «Почты России» 500 пунктов доступа к сети, услуги в них предоставляются по социальным картам. Этот фактор нужно использовать.

В завершение дискуссии Руслан Гаттаров отметил, что в погоне за всеобщим охватом, развитием технологий нельзя забывать о человеке, о потребителе. «Мы можем много работать. Но если мы не сделаем готовый продукт, которым сможет воспользоваться любой человек, нельзя будет сказать, что мы сделали полезное дело», - сказал эксперт.

Источник: "Электронный журнал "ГосМенеджмент""