19.07.2012 - О взимании платы за предоставление государственных услуг

Вопрос о платности государственных услуг неоднократно рассматривался в рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы. В частности, еще на начальном этапе ее реализации представителями экспертного сообщества ставился вопрос о необходимости выявления критериев платности или бесплатности предоставляемых государственных услуг.

Илья Игоревич Клочков, заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, к. э. н.

В данном случае речь идет о государственных услугах в терминологии Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, осуществляемая по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. В настоящий момент вопрос взимания платы при предоставлении государственных услуг урегулирован Законом № 210-ФЗ.

Правомерно ли взимать плату?

Следует отметить, что сейчас в научной литературе отсутствует единое мнение относительно правомерности и целесообразности взимания платы при предоставлении федеральными органами исполнительной власти государственных услуг. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения по данному вопросу процесс предоставления государственных услуг не должен финансироваться за счет средств федерального бюджета, так как государственные услуги предоставляются адресно по запросу заявителя, а не всем членам общества. Исходя из этого, ряд исследователей считают, что основная цель взимания пошлины или сбора состоит в покрытии издержек федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственной услуги.

К такому выводу в целом соответствует анализ определения государственной пошлины, являющейся одной из наиболее распространенных форм платы за предоставление государственных услуг, которое содержится в п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса. В соответствии с указанной статьей государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. В то же время взимание с заявителей платы за предоставление государственных услуг, оказываемых в рамках реализации властных полномочий, может рассматриваться либо как двойное финансирование одной и той же деятельности (так как деятельность федеральных органов исполнительной власти уже финансируется за счет средств федерального бюджета), либо как дополнительное взыскание средств. Примером подобной ситуации является взимание государственной пошлины за предоставление гражданам Российской Федерации паспорта.

Большинство государственных услуг связано с выдачей различных разрешительных документов и направлено на обеспечение необходимого уровня безопасности во всех сферах общественных отношений. В связи с этим, по мнению ряда экспертов, в предоставлении государственных услуг заинтересован не только заявитель, осуществляющий определенный вид предпринимательской деятельности, но и все общество в целом. Таким образом, неправомерно говорить о необходимости заявителя оплачивать предоставление государственных услуг, так как они предоставляются только в его интересах.

Разные подходы

Налицо неоднородность и недостаточная обоснованность при определении как формы взимания платы за оказание государственных услуг, так и ее размера. Яркий пример — вопрос об установлении платы за предоставление федеральными органами исполнительной власти информации из различных государственных информационных систем. В настоящий момент взимается плата за 12 государственных услуг, связанных с предоставлением информации. Подобные услуги оказывают Минфин России, Минэнерго России, Росреестр, Росавиация, Росавтодор, ФНС России, Рослесхоз, Росимущество, Росводресурсы, Росстандарт. При этом размер платы устанавливается как постановлениями Правительства РФ, так и ведомственными нормативными правовыми актами и отличается в федеральных органах исполнительной власти, несмотря на однородность выполняемых операций и соответственно затрат на их выполнение.

В частности, доходы федерального бюджета от предоставления информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (Росреестр), и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ФНС России), составили в 2011 году 2,8 млрд и 1,3 млрд руб. соответственно. В то же время доходы федерального бюджета от предоставления информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме Росавиацией, составили в 2011 году 67 тыс. руб. Минфином России в период с 1 января 2010 года по 1 января 2012-го оказано 45 государственных услуг, связанных с предоставлением сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. При этом доходы от предоставления указанной услуги не покрывают даже расходы на их администрирование, не говоря уже о расходах на предоставление самой услуги.

В отношении размеров платы за предоставление государственных услуг, установленной Налоговым кодексом, следует отметить, что Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона „О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“» в Налоговый кодекс внесены изменения, направленные на увеличение размеров государственной пошлины в два раза по большей части юридически значимых действий, содержащихся в Кодексе. Очевидно, что подобное увеличение размеров платы за предоставление государственных услуг не связано с реальным ростом затрат на их предоставление.

Отсутствие единообразных подходов к определению размеров платы за предоставление государственных услуг приводит к возникновению в ряде случаев парадоксальной ситуации. Так, с заявителя взимаются деньги за предоставление государственной услуги, в федеральном органе исполнительной власти осуществляется администрирование поступлений от предоставления государственной услуги. При этом взимание указанной платы не позволяет покрыть издержки на организацию работ по предоставлению государственной услуги. Возможна и обратная ситуация, при которой взимаемая плата значительно превышает издержки федерального органа исполнительной власти на ее предоставление и фактически является неким дополнительным налогом. В связи с изложенным представляется необходимым проведение комплекса мероприятий, направленных на упорядочивание взимания платы при предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Источник: "Журнал Бюджет"