23.03.2012 - Взяли на веру. В школах вводятся "Основы религиозных культур и светской этики"

С 1 сентября 2012 года предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часа. Об этом на коллегии минобрнауки сообщила глава департамента общего образования Елена Низиенко.

Напомним, что школьники и родители должны были определиться с выбором учебного модуля. Их в новом предмете шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Проведенная за два года апробация в 21 регионе показала: школы и родители готовы к введению "Основ религиозных культур и светской этики" в штатном режиме.

По словам Низиенко, полностью завершен выбор учебных модулей в 77 субъектах. Светскую этику выбрали около 41 процента учеников, православие - почти треть, мировые религиозные культуры - чуть больше 20 процентов, ислам - 5,6, буддизм - 1,2, иудаизм - 0,1 процента. До сих пор не определились с выбором в 6 субъектах, в частности в Дагестане, Чечне, Ямало-Ненецком автономном округе. А на выбор осталось всего 10 дней.

- Большинство родителей признали, что новый предмет полезен, - замечает Елена Низиенко. - Более 60 процентов взрослых уверенно говорят, что стали ближе общаться с детьми, что дети стали охотнее обсуждать с родителями то, что происходит в школе. Несмотря на то, что, по задумке авторов курса, он должен воспитывать толерантность к другим культурам и помогал детям одной веры узнавать о традициях других религий, большинство все-таки выбрали модуль именно своей "родной" религии. Об этом с тревогой говорили на недавнем заседании члены Общественного совета при минобрнауки. К мнению прислушались, и теперь в программе нового предмета прописано, что в начале и в конце изучения любого модуля обязателен совместный урок для всего класса, чтобы дети могли обменяться мнениями.

Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов, около 38 тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч. Будут или нет ставить оценки за изучение нового предмета - вопрос до конца не решенный.

- Отметки - это прерогатива школы, - уточнила Елена Низиенко. - Но мы рекомендуем их не выставлять. Новый предмет, на наш взгляд, не столько, так скажем, знаниевый, сколько воспитывающий, социализирующий.

С введением нового предмета в обязательную школьную программу работа над ним не закончится. Будут обсуждаться варианты того, как преподавать его в более старших классах. Сомнений в том, что это делать нужно, нет, по крайней мере в министерстве. Другое дело - в каком виде предмет появится в основной и старшей школе: может быть, в рамках курса "Мировая художественная культура", может быть, в рамках курса литературы или истории. Точка здесь еще не поставлена.

Ну и конечно, один из основных вопросов - нехватка учителей, особенно в небольших сельских школах. Ведь в идеале в каждой школе должны появиться шесть разных педагогов, чтобы ни один ученик, если он даже решил изучать, допустим, буддизм, не остался "за кормой".

- Там, где мало учителей, - будем использовать возможности дистанционного образования, - уточнила Низиенко. - Так же в планах министерства - разработка отдельных программ бакалавриата для педвузов, чтобы готовить учителей нового предмета, что называется, капитально. "Повышение квалификации - это хорошо, но мало", - считает Елена Низиенко.

Источник: "Минисерство образования и науки Российской Федерации"