24.06.2011 - Законодатели против коррупции

Закон вступил в силу в июле 2010 года, однако ряд его положений начинают действовать только с 1 июля текущего года. Это касается, например, нормы, уточняющей требования к взаимодействию государственных и муниципальных органов с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг, и определяет, что не заявитель должен бегать по инстанциям, а органы власти обязаны предоставлять запрошенную информацию в рамках межведомственного обмена.

Авторы одобренного Советом Федерации федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – депутаты Государственной Думы, члены фракции партии «Единая Россия» Александр Москалец, Владимир Плигин, Андрей Кокошин и Ирина Яровая. В ходе разработки законопроекта они проанализировали механизм и способы реализации более 200 государственных и муниципальных услуг, отвечающих признакам массовости. В результате были отобраны те услуги, в которых имеются прямые или косвенные препятствия для реализации Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Ряд федеральных законов возлагал обязанность по предоставлению документов, находящихся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, на заявителя. В качестве основания для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги предусматривались случаи предоставления заявителем неполного комплекта документов, среди которых могли быть документы, которые должны быть запрошены межведомственно. Некоторые законы не позволяли предоставлять ту или иную информацию межведомственно для предоставления заявителю государственной услуги.

Одобренным членами Совета Федерации федеральным законом устраняются препятствия для межведомственного взаимодействия по запросу необходимых документов для предоставления государственных или муниципальных услуг в следующих сферах:

- при назначении государственных пособий и оказании государственной социальной помощи;

- при проведении землеустройства и образовании земельных участков;

- при кадастровом учёте объектов недвижимости и регистрации прав на них;

- при приватизации государственного и муниципального имущества;

- в сфере жилищных отношений; при государственной регистрации актов гражданского состояния;

- в градостроительной сфере; в сфере природопользования;

- в сфере торговой деятельности;

- в сфере налогового учёта и контроля;

- в сфере регистрационного учёта граждан Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства;

- в сфере реализации пенсионных прав граждан;

- при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций;

- при лицензировании отдельных видов деятельности.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также уточнены положения, регламентирующие предоставление тех или иных государственных или муниципальных услуг, в части:

- требований к комплекту документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и предоставляемых заявителем лично; корректирования оснований для отказа в предоставлении государственных или муниципальных услуг; установления обязанности органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, запрашивать документы, отвечающие признакам, определённым пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как уже отмечалось, одобренным законом вносятся изменения в 70 законодательных актов Российской Федерации, а также уточняются положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», связанные с переходом на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Убеждён, что принятые положения по межведомственному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут способствовать ограничению контактов гражданина и чиновника и позволят снизить коррупционные риски в этой сфере. Поэтому одобренный федеральный закон является ещё одним важным шагом в реализации Национальной стратегии противодействия коррупции в нашей стране.

Источник: "Парламентская газета"