26.03.2012 - Отсутствие отделений Центробанка не помешает финансовому контролю

В ходе реализации Федерального закона № 83-ФЗ возник вопрос: могут ли финансовые органы городов, где нет учреждений Центрального банка РФ, контролировать расходы бюджетных учреждений и использовать остатки средств на их счетах для покрытия кассовых разрывов? Дмитрий Владимирович Жигалов, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города»

С 1 января 2012 года в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований начали в полной мере действовать все положения Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Однако в связи с реализацией норм данного закона все еще остается много вопросов. Один из них связан с отсутствием возможности открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям финансовыми органами муниципальных образований, на территории которых нет учреждений Центрального банка РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ лицевые счета муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся в финансовых органах муниципальных образований. В пункте 10 указанной статьи определено, что счета финансовому органу для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся получателями бюджетных средств, открываются в учреждениях Центрального банка РФ.

Однако в случае, если на территории муниципалитета нет учреждений Центробанка, в соответствии с п. 12 ст. 30 Закона № 83-ФЗ счета для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным учреждениям, открываются территориальным органом Федерального казначейства. В связи с этим у представителей некоторых муниципалитетов, где нет учреждений Центробанка, возникли опасения, связанные с тем, что Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный совместным приказом Минфина России и Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н, не предусматривает возможности открытия лицевого счета финансовому органу муниципального образования для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом получателями бюджетных средств. Эти опасения заключаются в том, что финансовые органы муниципалитетов, на территории которых отсутствуют учреждения Центрального банка РФ, в данных обстоятельствах:

  • потеряют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений;
  • лишаются возможности использовать в течение года денежные средства со счетов бюджетных учреждений для покрытия кассовых разрывов бюджета, что предусмотрено п. 23 ст. 30 Закона № 83-ФЗ.

Однако эти опасения являются неоправданными.

В соответствии с п. 2.15 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевые счета для бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) открываются органами Федерального казначейства в соответствии с Соглашением об открытии лицевых счетов, заключенным с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования).

В соответствии с указанной формой соглашения открытие и ведение лицевых счетов для учета операций муниципальных бюджетных учреждений осуществляет орган Федерального казначейства по поручению местной администрации. При этом орган Федерального казначейства выполняет широкий круг обязанностей, осуществляемых в том числе в порядке, предусмотренном финансовым органом муниципального образования, в частности:

  • по перечислению остатков средств со счетов муниципального бюджетного учреждения в соответствующий бюджет с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счет, с которого они были ранее перечислены, в порядке, установленном Минфином России2 и финансовым органом муниципалитета в соответствии с п. 23 ст. 30 Закона № 83-ФЗ;
  • санкционированию оплаты расходов муниципальных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются поступившие им субсидии на иные цели (бюджетные инвестиции) в соответствии с приказом финансового органа муниципального образования.

При этом местная администрация согласно Соглашению имеет право требовать от органов Федерального казначейства предоставления бюджетным учреждениям информации по ведению лицевых счетов в соответствии с приказом Минфина России и Федерального казначейства № 7н, а также контролировать соблюдение установленных сроков проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений.

Таким образом, открытие и ведение лицевых счетов для бюджетных учреждений органами Федерального казначейства в соответствии с Соглашением, заключенным между органом Федерального казначейства и местной администрацией, не означает для финансовых органов муниципальных образований, на территории которых нет учреждений Центробанка, потери контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений и возможности заимствовать в течение года денежные средства со счетов бюджетных учреждений для покрытия кассовых разрывов местного бюджета.

Источник: "Журнал Бюджет"