26.06.2012 - Интервью директора Департамента государственного регулирования в экономике А.И. Херсонцева «От первого лица»

Какая ситуация в регионах и что будет, если кто-то не успеет за десять дней наладить процесс межведомственного электронного документооборота, выяснили в минэкономразвития, которое вместе с минкомсвязи курирует создание электронного правительства. На вопросы ответил директор Департамента государственного регулирования в экономике Алексей Херсонцев.

Итак, через десять дней вступают в силу нормы закона, которые запрещают ведомствам требовать у граждан документы и сведения, которые находятся в распоряжении других госорганов. Готовы ли к этому регионы?

Для того чтобы ведомства могли реализовать такую возможность на практике, то есть запрашивать уже имеющиеся в распоряжении государства документы и сведения не от самих граждан, а от тех госструктур, где эти данные хранятся, с 2010 года ведется активная работа по созданию системы межведомственного электронного взаимодействия.

Можно констатировать, что к настоящему времени этап проектирования межведомственного взаимодействия в основном завершен. За незначительными исключениями в каждом из субъектов Российской Федерации достигнуто понимание, какие документы должны предоставляться заявителем самостоятельно, а какие после 1 июля 2012 года должны быть запрошены у ведомств - поставщиков сведений. Безусловно, не все регионы одинаково успешно справятся с задачей полного перехода на систему межведомственного электронного взаимодействия. Однако это не является основанием для переноса сроков вступления в силу нормы закона».

И сколько регионов справятся с этой задачей, а сколько - не успеют?

Можно назвать 29 регионов-лидеров по технической реализации системы межведомственного электронного взаимодействия. А в тринадцати - ситуация наиболее плохая. Причем все регионы изначально были поставлены в равные условия, и степень успешной реализации зависит от уровня ответственности, с которым они подошли к реализации проекта.

И что будут делать в тех регионах, которые будут не готовы?

В субъектах РФ, не готовых к получению сведений в электронном виде, будет организовано межведомственное взаимодействие иными способами, например, на бумаге. Это будет стимулировать участников к наиболее быстрому переходу на электронное взаимодействие.

По каким услугам переход к электронному взаимодействию в регионах идет наиболее быстро, а по каким - нет?

Если говорить о наилучших результатах, примерно в 80 процентах субъектов РФ обеспечена готовность электронного взаимодействия по большинству наиболее массовых и социально значимых услуг.

Это и предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков. И выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции. А также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, градостроительных планов, перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое.

Если справки между организациями внутри муниципалитетов и регионов будут по-прежнему ходить в бумажном виде, время на обслуживание населения только увеличится. Как тут быть?

В случае неисполнения сроков граждане могут воспользоваться процедурой досудебного обжалования при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Напомните, сколько услуг должно быть переведено в электронный вид. Этот список планируется расширять?

Хотел бы подчеркнуть, что это два совершенно разных вопроса - перевод услуг в электронный вид и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что касается СМЭВ, по нашим оценкам, существует порядка 40 типовых муниципальных услуг и около 80 типовых региональных услуг, при оказании которых требуется осуществление межведомственного взаимодействия.

Что касается электронных услуг, т.е. предоставления их населению в электронном виде, то это - возможность гражданина через интернет-портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) подать на них заявление и получить через него же результат. Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации определено, что к 2015 году население сможет получать все имеющиеся на тот момент государственные услуги с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. К этому моменту любой заявитель - обычный гражданин или бизнесмен - должен иметь возможность осуществить все действия для получения любой госуслуги удаленно.

Источник: "Министерство экономического развития Российской Федерации"