27.01.2012 - Культурная конституция

«Парламентская газета» совместно с радиостанцией «Орфей» начинает обсуждение законопроекта «О культуре в Российской Федерации». Он уже внесён в парламент и, по всей вероятности, будет рассмотрен депутатами в предстоящую весеннюю сессию. Каждую пятницу на страницах издания и в прямом эфире «Орфея» в 19.00 политики, эксперты, деятели культуры и искусства делятся своим мнением о проекте закона. Сегодня на вопросы «Парламентской газеты» отвечает заместитель председателя Союза театральных деятелей, член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации, заслуженный работник культуры РФ Геннадий Смирнов.

– В чём суть законопроекта?

– Новый закон – это в определённом смысле конституция культуры. Он даёт всему культурному сообществу опору для отстаивания своих интересов в органах государственной власти перед теми, от кого зависит принятие решений.

В новом законе появляется такое понятие, как «культурное пространство». Как вы понимаете, это совершенно нематериальная вещь, её нельзя пощупать. Однако только само это определение поможет не сократить и тем самым сохранить объекты, образующие это культурное пространство. Дело в том, что в регионах при формировании бюджетов местного или регионального уровня каждый раз ставится вопрос об оптимизации сети учреждений культуры. И тем, что не приносят доход в казну того или иного уровня, всегда грозит сокращение или реструктуризация. Как в своё время было с сельскими и детскими библиотеками, которые ввиду оптимизации финансирования предлагалось объединить. Только благодаря консолидированной позиции библиотекарей и их обращению к главе государства удалось отстоять право на существование отдельно друг от друга и сельской, и детской библиотеки на территории одного поселения. То же самое и с театрами. Экономически они никогда не будут рентабельными, но театр, его труппа с главным режиссёром, дирижёром и оркестром, костюмерами и художником как раз и формируют ту самую культурную среду. В законопроекте есть главы, которые устанавливают ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры. Так что власти должны будут руководствоваться иными мотивами: вместо закрытия театра искать, например, нового, более прогрессивного и современного руководителя, который сможет оживить репертуар и вдохновить коллектив новыми идеями. Главное, что предлагаемая норма в законопроекте не позволяет закрыть ни библиотеку, ни театр, ни музей.

– Насколько новый проект закона о культуре отвечает чаяниям театральных деятелей?

– Уверен, что все, кто работает в области культуры, и особенно в театральной сфере, с большим вниманием отнеслись к законопроекту. Дело в том, что в общем законодательстве Российской Федерации театральная специфика не учтена, я бы даже сказал, что она игнорируется. Например, такой аспект, как гастроли и их организация, не регулируется никакими правовыми документами, в то время как для любого театра гастроли – это существенная составляющая его деятельности. Театральная сеть в нашей стране крайне неразвита. Только семь крупнейших городов имеют театры всех видов – от оперного до кукольного, а 20 процентов городов имеют по одному театру. Так вот, гастроли – непременное условие обеспечения каждому гражданину конституционных гарантий доступности культурных благ, и театрального искусства в частности. Замечу, что библиотеки и музеи, а с недавних пор и заповедники как объекты культурного пространства, имеют свои специальные законы. Говорить сейчас о создании отдельного закона о театральной деятельности в РФ не приходится, такой опыт в начале 90-х годов прошлого века уже был, и он, к сожалению, не имел успеха. Усилия театральных деятелей и Совета Федерации как субъекта законодательной инициативы не были поддержаны в высших эшелонах власти. Я думаю, этим и объясняется отсутствие до сих пор такого документа. Что касается деятельности театров как хозяйствующих субъектов, сегодня она регулируется общим законодательством Российской Федерации – налоговым, бюджетным, гражданским, административным кодексами и иными актами. И в этой части новый законопроект о культуре ничего нового не предлагает.

– Вы сказали о позитивных сторонах законопроекта. А что вас не устраивает, что бы вы хотели добавить или, наоборот, отменить в законопроекте?

– У нас давно идёт дискуссия о том, что необходимо специальное законодательство о творческих работниках и творческих союзах. К сожалению, в органах государственной власти считают, что нет предмета регулирования, а все возникающие вопросы деятельности творцов и их объединений (творческих союзов) могут быть урегулированы общим законодательством о некоммерческих организациях, трудовым кодексом и т.д. Но после выхода закона о некоммерческих организациях были приняты специальные федеральные законы: о религиозных организациях, о профсоюзах, о политических партиях, об автономных учреждениях, в которых учтена специфика именно этих организаций.

Поэтому мы настаиваем на отдельном законе, хотя в предлагаемом проекте закона понятия «творческий работник» и «творческий союз» есть, но этого недостаточно.

Источник: "Парламентская газета"