28.06.2011 - Образованность – это ещё и желание творчески мыслить

Авторами проекта закона об образовании проделана большая и трудоёмкая работа, позволившая учесть самые разнообразные нюансы общего, высшего и профессионального обучения. Достаточно сказать, что текст документа, размещённого в Интернете, насчитывает более 240 страниц.

И поэтому очень жаль, что в этом проекте, хотя и декларируются задачи профессиональной психолого-педагогической помощи детям, фактически слабо учитывается, в какой сложной социальной среде им предстоит адаптироваться.

Начнём с такого весьма гуманного положения, как гарантия бесплатного полного среднего образования. Однако к этой бочке мёда добавлена ложка дёгтя, поскольку закон не только даёт право, но и требует освоить программу 11-х классов тем, кто в бывших ПТУ, ныне – в колледжах, а по новому закону – в учебных центрах профессиональной подготовки, получает рабочую специальность.

Видимо, разработчики законопроекта плохо представляют реальные возможности дезадаптированных учащихся – ребят с отклонениями психического развития, психосоматической ослабленностью, проблемами поведенческого характера. А ведь таких в наших школах, по разным оценкам, от 40 до 80 процентов. В условиях коррекционно-развивающего обучения дезадаптация доброй половины этих детей, отставание в развитии у которых обусловлено социально-педагогической запущенностью, может быть компенсирована. Однако остальные подростки, имеющие объективные органические причины отставания в психическом развитии, даже в условиях коррекционно-развивающего обучения с трудом дотягивают до основного среднего образования и не претендуют ни на полное среднее, ни на высшее. Они ориентированы на получение рабочих профессий, в которых, кстати, сегодня особенно нуждается наша промышленность.

См. полный текст статьи