Анализ методических подходов к расчету нормативов финансового обеспечения услуги по предоставлению дошкольного образования в муниципальных образованиях

Опубликовано: 31.08.2011
Источник: Электронный журнал "ГосМенеджмент"
Направление: Реализация 83-ФЗ
Автор: Ю.В. Белоусов, О.И.Тимофеева
Должность: Кандидат экономических наук, кандидат экономических наук

В настоящее время в сфере государственного управления Российской Федерации осуществляются реформы, направленные на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, в том числе в сфере образования. Эти реформы затрагивают проблемы рационального использования финансовых ресурсов.

С принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» созданы условия для изменения механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений и обеспечения взаимосвязи объема финансового обеспечения с объемом и качеством государственных (муниципальных) услуг. Законодательством установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, в течение которого органы власти должны решить весь комплекс вопросов, связанных с реализацией основных положений Федерального закона, в число которых входит переход к финансированию образовательных учреждений на основе нормативов подушевого финансирования.

В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание услуг относятся ассигнования на обеспечение функций казенных учреждений (по бюджетной смете), а также предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат, связанных с оказанием ими услуг. В целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания необходимо определить размер нормативных затрат по каждой государственной (муниципальной) услуге, включенной в перечень государственных (муниципальных) услуг.

Согласно пункту 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» услуга по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В настоящей статье проанализированы методические подходы ряда публично-правовых образований к определению нормативов бюджетного финансирования услуги по предоставлению дошкольного образования.

Город Москва

Выделены дошкольные образовательные учреждения по 5 группам:

- детский сад компенсирующего вида;

- детский сад комбинированного вида;

- детский сад, детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного возраста, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений детей;

- центр развития ребенка – детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, семейный детский сад – структурное подразделение государственных образовательных учреждений;

- детский сад с этнокультурным компонентом.

По каждой группе выделены подгруппы в зависимости от времени пребывания детей:

- 12 часов;

- 24 часа;

- группы кратковременного пребывания.

Применяются 9 поправочных коэффициентов:

- дошкольное образовательное учреждение с количеством детей до 100 человек;

- дошкольное образовательное учреждение, входящее в состав городских экспериментальных площадок;

- дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе структурные подразделения: лекотека, служба ранней помощи и т.д.

Всего используется категорий – 13, поправочных коэффициентов – 9.

Величина норматива в детском саду 12-и часового пребывания детей на 2011 год – 98 750 рублей.

Городской округ Долгопрудный Московской области

Выделены 3 группы:

- группы общего типа, специализированные группы;

- группы удлиненного дня;

- санаторные группы.

Всего используется категорий – 3, поправочных коэффициентов – 0.

Величина норматива для группы общего типа на 2011 год – 9 291 рубль в месяц.

Городской округ Хабаровск

Выделены 2 группы:

- детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка – детский сад,

- детский сад компенсирующего вида.

Каждая из групп разбита на подгруппы в зависимости от возраста детей:

- до 3 лет;

- от 3 до 7 лет.

Каждая из них еще разбита на группы в зависимости от времени содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении:

- 10,5 часов;

- 12 часов.

Для детского сада комбинированного вида выделены 7 подгрупп, а для детского сада компенсирующего вида – 3 подгруппы, в зависимости вида ограничения здоровья.

Всего категорий – 22, поправочных коэффициентов – 0.

Величина норматива для детского сада с 12-и часовым содержанием детей на 2011 год – 45 820 рублей в год.

Городской округ Барнаул

Выделены 2 группы:

- с 12-и часовым пребывание детей;

- с 4-х часовым пребываем детей.

Других градаций и поправочных коэффициентов нет.

Всего категорий – 2, поправочных коэффициентов – 0.

Величина норматива для групп с 12-и часовым пребыванием детей на 2011 год – 7 503 рубля в месяц.

Городской округ Белокуриха Алтайского края

Установлен единый норматив на 2011 год – 5 530 рублей в месяц.

Всего категорий – 1, поправочных коэффициентов – 0.

Городской округ Калининград

Выделены 5 групп:

- общеразвивающие группы;

- компенсирующие группы в общеразвивающих дошкольных образовательных учреждениях,

- группы для детей с туберкулезной интоксикацией;

- дошкольные образовательные учреждения компенсирующей направленности;

- группы кратковременного пребывания.

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующей направленности выделены 4 подгруппы в зависимости от категории ограничения здоровья.

Всего категорий – 8, поправочных коэффициентов – 0.

Величина норматива для общеразвивающей группы на 2011 год – 6 000 рублей в месяц (без затрат на оплату налогов).

Городской округ Владимир

Выделены 4 группы:

- детский сад, детский сад присмотра и оздоровления;

- детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений детей,

- центр развития ребенка – детский сад,

- дошкольное образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Каждая из групп, за исключением последней, разбита на подгруппы:

- для детей ясельного возраста;

- для детей садового возраста;

- санаторная группа для детей садового возраста;

- специализированная группа для детей с недостатками умственного или физического развития с пребыванием 5 дней в неделю по 12 часов в день;

- специализированная группа для детей с недостатками умственного или физического развития с пребыванием 6 дней в неделю по 12 часов в день;

- специализированная группа для детей с недостатками умственного или физического развития с пребыванием 5 дней в неделю по 24 часа в день;

- специализированная группа для детей с недостатками умственного или физического развития с пребыванием 6 дней в неделю по 24 часа в день.

Каждая из этих подгрупп разбита еще на 12 групп в зависимости от количества групп в учреждении.

В норматив не включены расходы на содержание имущества.

Всего категорий – 218, поправочных коэффициентов – 0.

Величина норматива для посещающего группу детского сада для детей садового возраста с 12 часовым пребыванием и 9 группами в дошкольном образовательном учреждении на 2011 год – 30 629 рублей в год (без расходов на содержание имущества).

Ярославский район Ярославской области

Выделено 3 группы в зависимости от времени пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении:

- 10 часов;

- 10,5 часа;

- 12 часов.

Каждая группа разбита на 2 подгруппы в зависимости от месторасположения:

- рабочие поселки;

- сельская местность.

Применяются 7 поправочных коэффициентов:

- для разновозрастных групп;

- для групп оздоровительной направленности и т.д.

Всего категорий – 6, поправочных коэффициентов – 7.

Величина норматива для 12 часового пребывания в рабочем поселке на 2011 год – 62 558 рублей.

Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области

Выделено 3 услуги:

- образовательная услуга;

- социальная услуга;

- услуга по содержанию учреждений.

Образовательная услуга разбита на 2 группы:

- норматив с января по май 2011 года;

- норматив с июня по декабрь 2011 года.

Каждая группа разбита на 2 подгруппы:

- общеразвивающие группы;

- компенсирующие группы.

Услуга по содержанию учреждений разбита на 4 группы в зависимости от поставщика коммунальных услуг.

Городской округ Набережные Челны Республики Татарстан

Выделяются:

- норматив на организацию образовательного процесса и содержание воспитанников (на 1 ребенка);

- норматив на содержание имущества (на 1 квадратный метр площади).

Первый норматив состоит из 5 групп:

- обычные группы детских садов комбинированного и компенсирующего типа;

- детский сад общеразвивающего вида;

- центр развития ребенка – детский сад;

- коррекционные группы в детском саду;

- расходы на питание (четыре первых группы без расходов на питание).

Каждая из групп разбита на подгруппы в зависимости от своей специфики, те еще делятся на подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются. Получается достаточно сложная структура.

Всего категорий – 604, поправочных коэффициентов – 0.

Другие

Существуют и иные методики расчета нормативов, отличающиеся от рассмотренных выше. Например, в городском округе Стрежевой Томской области норматив установлен для конкретных учреждений в размере от 243 рублей до 803 рублей в день без пояснений. В городском округе Саяногорск Республики Хакасия норматив установлен только на фонд оплаты труда с начислениями, причем с формулировкой «не более … рублей».

Некоторые выводы

1) Практически все рассмотренные муниципальные образования рассчитывают нормативы финансовых затрат по собственным методикам. Использование стандартизованных методик отсутствует.

2) Часто норматив рассчитан только на часть затрат, необходимых для расчета норматива.

3) Законодательством Российской Федерации определены 8 видов дошкольных образовательных учреждений. Некоторые методики предельно упрощены и не учитывают специфику различных видов дошкольных образовательных учреждений. Некоторые методики эту специфику учитывают, но очень трудоемки в использовании.

4) Как правило, не учтены особенности в затратах на содержание детей различных возрастных групп, установленные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666.

5) Кроме дошкольных образовательных учреждений услугу по предоставлению дошкольного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут оказывать еще 24 вида образовательных учреждений. Большинство рассмотренных методик не допускают их использования для расчета нормативов дошкольного образования в других видах образовательных учреждений, которые могут оказывать данную услугу.