Выступление А.Г. Силуанова в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в связи с рассмотрением вопроса о реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Опубликовано: 09.11.2011
Источник: Министерство финансов Российской Федерации
Направление: Реализация 83-ФЗ
Автор: Силуанов А.Г.
Должность: И.о.министра финансов Российской Федерации

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!

В своем выступлении я кратко остановлюсь на задачах, которые ставил перед собой федеральный закон № 83, об инструментах и механизмах его реализации, о ходе работы федеральных органов исполнительной власти по реализации закона, а также субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, и задачах по выполнению закона № 83-ФЗ.

Хочу сразу начать с целей федерального закона. Цели федерального закона ставились следующие — повышение качества государственных и муниципальных услуг, доступности этих услуг и повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Хотелось бы остановиться теперь более подробно на каждой из этих целей и расшифровать задачи этого закона.

В первую очередь, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Речь идет о том, что мы определяем перечень государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться в рамках реализации закона № 83. На федеральном уровне сформировано уже пять таких базовых перечней услуг: в области образования, в области здравоохранения, в области культуры, в области спорта и транспорта. Разработаны еще 62 ведомственных перечня услуг, которые должны соответствовать базовым вот этим пяти основным направлениям, перечням услуг. На региональном и местном уровнях завершается подготовка такого перечня, и до 1 июля 2012 года он должен быть составлен на региональном и местном уровнях.

Следующее. Государственное задание – это показатели качества. Действительно, мы до каждого учреждения доводим государственное задание. В нем должен четко быть прописан перечень услуг в увязке с качеством предоставления тех или иных государственных услуг, с качеством и количеством предоставления услуг.

Следующая позиция – совершенствование механизма финансового обеспечения. Тоже одно из важнейших направлений реализации закона – это переход от сметного финансирования к субсидии. То есть существенно повышается (речь идет о бюджетных учреждениях, автономных учреждениях) ответственность бюджетных и автономных учреждений за предоставление качества этих услуг и, соответственно, за распределение ресурсов. Здесь вопрос такой, что больше ответственности, но больше и спроса с соответствующего учреждения. Поэтому одним из элементов стимулирования качества является и изменение порядка финансирования за оказываемые услуги.

Следующая позиция, которая, мы считаем, является элементом повышения качества, – это мотивация руководства и работников к работе на результат. От того, насколько фактические объем услуг будет оказан, будет настолько и предоставлено бюджетное финансирование в виде субсидий, с одной стороны. С другой стороны, мы для бюджетных учреждений, автономных учреждений не будем забирать те средства, которые остались в рамках предоставления субсидий. Поэтому это тоже элемент стимулирования руководства более качественно, более экономно расходовать бюджетные средства, полученные на оказание той или иной услуги. Речь идет при повышении качества, конечно, и о прозрачности, о том, что отчеты о выполнении заданий публикуются на сайтах в Интернете.

Следующая позиция, важная тоже в законе, – это повышение доступности государственных услуг. О чем мы говорим? Это государственное задание, гарантия и стандарт оказания услуги. Действительно, прозрачность этого госзадания, где четко определены платные и бесплатные услуги, – это принципиально важно. Как раз это ответ на вопрос, который задавали. Мы в рамках госзадания должны четко определить, какие услуги финансируются за счет государства, а какие услуги могут финансироваться за счет привлечения внебюджетных средств.

Финансовое обеспечение на основе нормативных затрат. Как раз стоимость госзадания должна наполняться исходя из экономически обоснованных затрат. И стоимость услуги, стоимость госзадания не должна быть выше этих экономически обоснованных затрат. Поэтому мы четко понимаем, сколько будет стоить та или иная услуга, и она не должна быть выше норматива этих затрат.

Следующая позиция в вопросе доступности – это четкое разделение услуг по государственному заданию и платных услуг. Мы уже об этом говорили, о том, что услуги четко отделены от бесплатных услуг, и в госзадании содержатся только те услуги, которые являются бесплатными. Платные услуги должны быть определены учреждением и учредителем отдельно, и, соответственно, должны быть публично информированы об этом получатели тех или иных услуг.

Следующий важный вопрос при реализации закона № 83 – это повышение эффективности деятельности учреждений. Несколько моментов в этой части. Это изменение типа учреждения в зависимости от результатов деятельности и потенциала учреждения. Мы говорили о том, что существуют три типа учреждений: казенные предприятия, бюджетные учреждения и автономные учреждения.

Причем в зависимости от эффективности выполнения тех или иных услуг типы учреждений могут меняться. Они могут меняться даже в течение года, потому что, если учредитель видит, что в форме автономного или бюджетного учреждения та или иная услуга предоставляется неэффективно, он может принять решение об изменении типа учреждения. Это не является реорганизацией, это не останавливает деятельность учреждения, услуги как предоставлялись, так и будут предоставляться, получатели услуг даже не заметят изменения типа учреждения, но учредитель сам будет определять, насколько эффективно будет предоставляться услуга в том или ином качестве учреждения.

Следующая позиция – планирование финансово-хозяйственной деятельности. Учредитель для автономного учреждения и бюджетного учреждения утверждает план финансово-хозяйственной деятельности, где определяются бюджетные и внебюджетные средства, устанавливаются пропорции финансирования тех или иных услуг за счет бюджета или за счет привлекаемых внебюджетных средств.

Следующая позиция – отмена субсидиарной ответственности. Тоже важнейшая норма 83-го закона, поскольку для бюджетных и автономных учреждений не предусмотрена субсидиарная ответственность, у нас субсидиарная ответственность осталась только для казенных учреждений. Здесь абсолютно действует принцип: если ты хочешь больше прав – тогда и ответственности у тебя больше. Государство не отвечает субсидиарно за действия бюджетного или автономного учреждения, но если мы финансируем тебя по смете, если контролируем каждый твой шаг (речь идет о казенном учреждении), тогда, конечно, государство несет в полном объеме ответственность за такое учреждение.

Следующая позиция – имущество на праве оперативного управления. Хочу сказать, что действительно сейчас многие ставят вопрос: "Как же так, мы создаем бюджетное учреждение, автономное учреждение и даем права этим учреждениям по распоряжению государственным имуществом?" На самом деле, коллеги, все имущество находится в оперативном управлении. Кроме того, недвижимое и особо ценное имущество может быть заложено, изъято только с согласия учредителя. Здесь никакого, как иногда говорят, "разбазаривания" государственного имущества не происходит.

Следующая позиция – возможность распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности. Действительно, доходы будут использоваться в соответствии с планом хозяйственной деятельности, а учредитель (это как раз его задача) осуществляет контроль за использованием доходов, получаемых учреждением.

Следующая позиция в части эффективности деятельности учреждения – это возможность использования остатков средств в очередном году. На самом деле это правильно, потому что если сэкономлена субсидия в бюджетном или автономном учреждении, то эти остатки переходят на следующий год и используются соответствующим учреждением. Это мотивация к более эффективному и более экономному использованию средств бюджета. Что касается казенных предприятий, то, конечно, такой системы нет, и остатки по казенным предприятиям забираются в федеральный бюджет.

Дальше мы говорили о мотивации руководства, прозрачности и открытости. Действительно, мы говорили о том, что фонд оплаты труда определяется сегодня исходя из сформированной системы, но любая экономия средств в рамках субсидий тоже может использоваться бюджетным или автономным учреждением для премирования своих работников.

"Государственная программа – госзадание". На самом деле, что здесь важно увидеть? То, что государственное задание или программа развития конкретного учреждения входят в стройную структуру концепции долгосрочного развития Российской Федерации, в рамках которой разрабатываются государственные программы. Во исполнение государственных программ разрабатываются региональные программы, и в рамках региональных программ уже подготавливаются соответствующие государственные задания, которые доходят до каждого уровня, в том числе и до учреждений.

Следующая позиция – это система организации предоставления государственных (муниципальных) услуг. Здесь есть три основных варианта предоставления услуг. Как это сегодня до последнего момента действовало, то есть как мы финансировали бюджетные учреждения по смете, – это первая часть этого слайда. Вторая часть (мы как раз на второй сейчас находимся) – когда осуществляется еще возможность предоставления по смете финансирования казенным учреждениям, но мы переходим уже постепенно на предоставление субсидий автономным учреждениям и бюджетным учреждениям.

А третий этап – когда мы можем говорить о том, что будет осуществлена конкуренция за предоставление бюджетных средств в виде субсидий, когда могут на этом рынке участвовать не только бюджетные, автономные и казенные учреждения, но могут участвовать еще и другие, негосударственные организации, которые могут оказывать более качественные, может быть, услуги в более экономном формате.

Поэтому уже соответствующие министерства и ведомства, соответствующие учредители будут осуществлять конкурс по предоставлению тех или иных государственных услуг, выбирая более качественное и более дешевое не только из государственных учреждений, но и из негосударственных организаций.

Стадии реализации закона. Мы сейчас как раз находимся в конце 2011 года, когда в принципе мы завершили на федеральном уровне разработку нормативно-правовых актов по реализации федерального закона. В настоящее время практически внесены уже изменения в уставы государственных учреждений на федеральном уровне. Мы это сделали до 1 июня 2011 года. И до конца текущего года должны быть завершены все процедурные изменения по внесению изменений в уставы соответствующих учреждений на региональном и муниципальном уровнях.

Обращаясь к вам тоже, коллеги, хотелось бы попросить вас в субъектах Российской Федерации уделять этому больше внимания, попросить субъекты Российской Федерации ускорить принятие необходимых нормативно-правовых актов.

Ну и в 2012 году нам предстоит утвердить государственные (муниципальные) задания. На самом деле на федеральном уровне мы сделаем это уже до конца текущего года, а на региональном и муниципальном уровнях еще есть полгода для того, чтобы принять соответствующие решения.

Что сделано на федеральном уровне. Разработано семь постановлений Правительства Российской Федерации в части формирования государственного задания, порядка осуществления функций и полномочий учредителя, порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, также иные акты. Приняты три приказа Минфина и Минэкономразвития, приказы Минфина и казначейства. То есть, таким образом, Правительство на федеральном уровне разработало всю нормативно-правовую базу для полной реализации закона № 83.

62 федеральных органа исполнительной власти, которые имеют в своем ведении автономные, бюджетные или казенные учреждения, должны разработать – и разработали – свои нормативно-правовые акты. То есть, если у федерального органа исполнительной власти имеются казенные, бюджетные и автономные учреждения, необходимо в каждом ведомстве разработать 15 таких нормативно-правовых актов. И все это уже реализовано на федеральном уровне.

Следующий слайд. Речь идет о сети учреждений, которые должны встроиться в эту систему закона № 83. Здесь видно, что основная нагрузка, конечно, ложится на муниципальные учреждения, их наибольшее число – 166 тысяч 211 учреждений муниципального уровня, причем большая часть – это бюджетные учреждения (145 тысяч). И на региональном уровне – 35 тысяч 437 учреждений. Основная работа, конечно, на уровне регионов и муниципалитетов.

Как идет работа в субъектах Российской Федерации. У нас налажена система мониторинга исполнения закона № 83, и согласно этой системе видно, что большая часть регионов уже разработала всю необходимую нормативно-правовую базу для реализации закона № 83. Есть у нас серьезные претензии к двум регионам – Ивановской области и Ненецкому автономному округу, которые разработали только менее половины требуемых нормативно-правовых актов.

Хочу обратиться к коллегам. В Министерстве финансов разработаны и вывешены на сайте все проекты модельных актов, поэтому можно ими пользоваться. Для субъектов Российской Федерации и для муниципалитетов, по сути дела, создана вся проектная база, которая может быть использована для реализации этого закона.

Методологическая помощь. Коллеги, в Минфине проведена колоссальная работа по подготовке регионов к реализации этого закона. Мы объехали все федеральные округа, встречались с финансистами, встречались с заинтересованными органами исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации с тем, чтобы разъяснить действие этого закона, принять необходимые меры по подготовке и его реализации.

Причем был подготовлен пакет документов для реализации закона № 83. Я хотел бы поблагодарить членов Совета Федерации за совместное сотрудничество в подготовке этого пакета документов.

Методологическая помощь в реализации положений закона № 83. У нас есть комплексные рекомендации, которые подготовлены и есть на сайте Минфина, и сегодня работает "горячая линия" по реализации закона № 83. Любой вопрос может быть задан и оперативно будет получен ответ.

Какие мы видим задачи на 2012 год, в первую очередь для субъектов и муниципалитетов. Это завершение разработки и принятия нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях. Для тех, кто выбрал срок – до 1 июля 2012 года, это можно сделать в следующем году. Но, насколько нам известно, большая часть субъектов Российской Федерации намерена реализовать закон уже в полном объеме начиная с 2012 года.

Мониторинг и анализ правоприменительной практики. На самом деле у нас налажена, еще раз повторю, работа в этой части. У нас действует рабочая группа по мониторингу, анализу и обмену опытом среди субъектов Российской Федерации. Поэтому задача органов государственной власти состоит в том, чтобы подготовиться и принять необходимую нормативно-правовую базу, обучить специалистов, которые будут реализовывать этот закон, в первую очередь в учреждениях. Потому что иной раз в отдельных учреждениях говорят: мы не готовы к реализации закона № 83. Но, коллеги, у нас был большой подготовительный период, есть необходимые инструменты для такой подготовки. И просьба в рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации оказать содействие регионам в этой части.

Мониторинг реализации закона № 83. Мы мониторинг делим на несколько частей: это мониторинг процесса в части принятия и реализации нормативно-правовых актов, мониторинг результатов, то есть количество учреждений, численность работающих, которые перейдут на новые условия оказания государственных услуг, и мониторинг эффективности этого закона.

Мы со стороны Министерства финансов приняли все необходимые для этого решения. И хочу сказать, что мы готовы и будем дальше – и до конца текущего года, и в 2012 году взаимодействовать со всеми субъектами Российской Федерации по обеспечению реализации закона № 83, по переходу субъектов Российской Федерации на новые условия оказания государственных, бюджетных услуг.