В Пензенской области уже отработан механизм одноканального финансирования

Опубликовано: 18.07.2011
Источник: Бюджет
Направление: Бухучет и отчетность
Автор: Аксенова Елена Александровна

В системе здравоохранения Пензенской области многие новации, которые введены новым законом об ОМС: персонифицированный учет застрахованных, одноканальное финансирование — работают несколько лет и уже принесли свои положительные результаты. Об этом опыте рассказывает исполнительный директор ТФОМС Пензенской области Елена Александровна Аксенова.

Елена Александровна, принят новый закон об обязательном медицинском страховании, который, в частности, предполагает введение полиса ОМС единого образца, создание единого Регистра застрахованных лиц в Российской Федерации. Что делается в данном направлении в Пензенской области? Есть ли трудности с реализацией нового закона?

На современном этапе развития системы ОМС наряду с гарантией предоставления населению бесплатной медицинской помощи на первый план выходит создание единой инфраструктуры информационных технологий, обеспечивающей сбор и обработку больших объемов информации, баз данных, необходимых для анализа, прогнозирования и оптимизации расходов на медицинские услуги. Те новации, о которых вы говорите, имеют своей главной целью обеспечение равнодоступности качественной медицинской помощи по всей стране. Этому служит и введение единого полиса ОМС, являющегося гарантом защиты прав пациентов, и создание единого регистра застрахованных — информационной базы, держателем которой выступает Федеральный фонд ОМС.

В ТФОМС Пензенской области уже отработан механизм информационного взаимодействия между участниками системы обязательного медицинского страхования, который был введен с 2005 года. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет исключить одновременное страхование одного и того же человека несколькими компаниями, а также служит основой как для формирования регионального сегмента, так и для актуализации информации в центральном сегменте единого регистра в Федеральном фонде. Еще одним положительным моментом персонифицированного учета ТФОМС Пензенской области является создание лицевого счета застрахованного, который включает услуги, оказываемые не только по ОМС, но и в рамках одноканального финансирования с учетом расходов на содержание ЛПУ.

Что касается трудностей... Мы прекрасно понимаем, что любые нововведения требуют времени и тщательной проработки. Немаловажно, что в работе на местах территориальные фонды опираются на консультативную и методическую помощь Федерального фонда обязательного медицинского страхования как в вопросах реализации нового закона в регионе, так и в решении наших общих задач по развитию системы обязательного медицинского страхования.

О Пензенской области много говорят как об одном из лидеров в вопросах модернизации здравоохранения...

Действительно, наш регион вошел в первую пятерку территорий, которые заключили соглашения о реализации программы модернизации здравоохранения. Убеждена, что добиться таких результатов нам помогла именно слаженная работа всех структур, участвующих в разработке и утверждении программы «Модернизация системы здравоохранения Пензенской области на 2011–2012 годы». Общие цели, направленные на модернизацию здравоохранения, и отсутствие разобщенности в реализации социально значимых проектов — хорошая основа для развития системы ОМС в регионе.

Важно, что по всем направлениям, которые представлены в программе модернизации здравоохранения, идет финансирование за счет средств не только федерального бюджета, но и бюджета области (см. рис. 1). Так, в 2011 году на финансирование мероприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи из бюджета Пензенской области будет направлено 101,518 миллиона рублей, или 22,04 процента от общего объема средств, предусмотренных на данные цели, на повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами — 42,482 миллиона рублей, или 23,06 процента.

Хочу отметить, что модернизация здравоохранения включает в себя как обновление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, так и организацию лечебного процесса. В первую очередь это касается ликвидации очередей в поликлиниках, что в целом направлено на улучшение доступности лечения как для горожан, так и для жителей районов, которым необходимо, например, пройти лечение в областном центре. Для более рационального планирования рабочего времени сотрудников диагностических подразделений совершенствуется система предварительной записи. Дальнейшее развитие системы ОМС предполагает и увеличение тарифов на оплату медицинской помощи, с тем чтобы они покрывали реальные затраты медицинских учреждений. Это откроет путь в систему ОМС частным учреждениям здравоохранения и создаст условия для конкуренции и повышения качества медицинской помощи, персонифицированного учета и оплаты конкретных медицинских услуг на основе стандартизации.

Динамичному развитию здравоохранения и системы ОМС служит и решение такой актуальной проблемы, как кадровое обеспечение учреждений здравоохранения. Что делает Пензенская область в этом направлении?

Ни для кого не секрет, что успех любых преобразований в обществе определяют люди, грамотные специалисты, это относится и к сфере здравоохранения. Для улучшения ситуации в этом направлении в области разрабатываются и внедряются программы по привлечению молодых специалистов на работу в регион. За счет средств бюджета Пензенской области в 2010 году ежемесячные доплаты в размере 10 тысяч рублей получали 733 врача наиболее востребованных специальностей (анестезиологи-реаниматологи, врачи клинической лабораторной диагностики, неонатологи, фтизиатры, патологоанатомы, врачи-рентгенологи, врачи-бактериологи, врачи-генетики и другие). Общая сумма доплат составила 66,43 миллиона рублей. С 2011 года для медицинских сестер-анестезистов и операционных медсестер предусмотрена ежемесячная доплата в размере 5 тысяч рублей. Всего доплаты в 2011 году получают около 1,5 тысячи медицинских работников на общую сумму свыше 155 миллионов рублей. Кроме того, молодым специалистам, проработавшим в государственных и (или) муниципальных учреждениях здравоохранения Пензенской области непрерывно в течение первых двух лет после окончания высших профессиональных и (или) средних профессиональных медицинских учебных заведений в соответствии с полученной ими специальностью и квалификацией, устанавливается единовременная выплата в размере: для врачебного персонала — 12 тысяч рублей; для среднего медицинского персонала — 6 тысяч рублей.

В этом году в Пензенской области стартует новая программа по привлечению специалистов в регион. Согласно долгосрочной целевой программе, утвержденной правительством области, врачи получат финансовую помощь. За три года работы размер таких «подъемных» составит до 375 тысяч рублей: первая единовременная выплата при трудоустройстве — 150 тысяч рублей, по окончании первого года работы — до 50 тысяч рублей, по окончании второго года работы — до 75 тысяч рублей и по окончании третьего года работы до 100 тысяч рублей. Данная программа касается и студентов ВУЗов, обучающихся по договорам целевой контрактной подготовки в государственных образовательных учреждениях. Размер ежемесячной стипендии для студентов 4, 5, 6 курсов составит 2,5 тысячи рублей дополнительно к установленной.

В рамках реформы здравоохранения к 2013 году предполагается переход к одноканальному финансированию. Насколько реально будет его осуществить в Пензенской области и какова сегодня доля финансирования медицинских организаций из средств ОМС в общей структуре стоимости Программы государственных гарантий?

В нашем регионе новая схема финансирования здравоохранения, предполагающая объединение финансовых потоков средств ОМС и бюджета области в единую одноканальную систему, стала внедряться поэтапно в виде эксперимента по инициативе губернатора Пензенской области В. К. Бочкарева с апреля 2007 года. В связи с переходом на одноканальное финансирование на территории региона в соответствии с постановлением правительства Пензенской области от 26 марта 2007 г. № 189-п «Об одноканальном финансировании здравоохранения» в стоимость ТПОМС дополнительно включены:

  • расходы на содержание муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС;
  • расходы на оказание медицинской помощи отделениями скорой медицинской помощи и других видов медицинской помощи (психиатрия, наркология, фтизиатрия, венерология, профпатология, койки сестринского ухода и другие), ранее финансируемые за счет средств бюджетов по всем статьям затрат за исключением расходов на финансирование целевых программ, капитального строительства, капитального ремонта, регистрацию земельных участков и расходов на приобретение дорогостоящего оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу.

В структуре расходов на реализацию ТПОМС расходы на содержание медицинских организаций и финансовое обеспечение видов медицинской помощи сверх базовой программы ОМС составляют в 2011 году 22,77 процента (см. рис. 2). Показатель доли финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств ОМС в общем финансовом обеспечении Территориальной программы государственных гарантий в 2011 году составляет 84,57 процента (в 2006 году, до перехода на одноканальное финансирование, данный показатель был равен 49,77 процента). Повышение уровня финансового обеспечения было достигнуто не только за счет перехода на систему одноканального финансирования, но и за счет увеличения платежей на неработающее население. Уровень поступлений растет в области с каждым годом. Так, за последние четыре года сумма страховых взносов увеличилась на 1,305 миллиарда рублей, или в 2,6 раза, и составляет в 2011 году 2,117 миллиарда рублей (см. рис. 3).

Так как все государственные и муниципальные медицинские организации Пензенской области, работающие в системе ОМС, переведены на одноканальное финансирование, можно дать объективную оценку полученных данных по всем видам расходов. Одноканальность — это прежде всего сбалансированность госгарантий, прозрачность и устойчивость системы ОМС, стабильность и своевременность финансирования лечебных учреждений, причем в полном объеме. А также возможность оперативного и рационального распределения полученных средств, развитие приоритетных направлений: совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики, расширение стационарозамещающих технологий, сокращение дорогостоящей стационарной базы. Реализация финансирования по упрощенной схеме дает возможность направить средства на поддержку и развитие фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц, что немаловажно для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи населению.