Главный ориентир — качество жизни

Опубликовано: 22.05.2012
Источник: Журнал "Бюджет"
Направление: Реализация 83-ФЗ
Направление: Программно-целевой бюджет
Автор: Ноздряков М. Г.
Должность: Заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов

Михаил Геннадьевич Ноздряков, заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов. По итогам 2010 года Чувашская Республика находится среди 22 субъектов Российской Федерации, которым Министерство финансов РФ присвоило I степень качества управления региональными финансами.

Эффективность бюджетных расходов

Важнейшим этапом стало утверждение в январе 2011 года Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы. Реализация программы осуществляется по следующим основным направлениям: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики, совершенствование разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований, оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения, повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование инструментов управления и повышения эффективности при государственных (муниципальных) закупках, развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля, развитие информационной системы управления государственными финансами и др.

Чувашская Республика в 2011 году по итогам конкурса, проведенного Минфином России, единственная среди регионов ПФО вошла в число 15 субъектов РФ, достигших наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и получила грант-субсидию на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов в размере 57,5 млн руб. Средства были направлены на финансирование основных мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы.

Для повышения эффективности управления имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, в рамках программы реализуются мероприятия по предпродажной подготовке объектов приватизации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по государственной собственности, землеустройству и землепользованию. Реализуется мероприятие по внедрению системы IP-телефонии в органах исполнительной власти Чувашской Республики. Подключены и протестированы цифровые каналы связи (SIP). Совместно со специалистами ОАО «Ростелеком» проведена работа по техническим вопросам переключения телефонов на цифровые линии.

В целях повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг проводится работа по внедрению электронных систем приема платежей и оплаты государственных (муниципальных) услуг, реализуется проект по внедрению социальной карты. Развернута необходимая инфраструктура, закуплены и установлены автоматизированные рабочие места по приему заявлений от граждан на выдачу социальных, а в последующем и универсальных электронных карт, в том числе во всех территориальных отделах социальной защиты населения и в АУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» города Чебоксары. Для обеспечения возможности обслуживания граждан с использованием социальной карты Чувашии, а также транспортной карты в городах Чебоксары, Новочебоксарск и Канаш весь городской общественный транспорт оснащается переносными терминалами оплаты. Внедрение данной системы позволит уже в текущем году обеспечить полноценный учет фактически предоставленных транспортных услуг льготным категориям граждан.

Пилотные проекты

Одним из основных мероприятий программы является создание отдельных элементов интегрированной системы управления общественными финансами. Проводятся работы по консолидации информационных потоков в области управления общественными финансами всех муниципальных образований Чувашской Республики на региональном уровне. В 2011 году завершено тестирование программного обеспечения в пилотных финансовых отделах администраций двух муниципальных районов Чувашской Республики, проведены работы по закупке оборудования, доработке программного обеспечения, подготовке портала, разработке единых классификаторов, технологических карт. До конца 2012 года будет завершено подключение всех муниципальных образований к единой интегрированной системе управления общественными финансами.

В рамках реализации данного направления в 2011 году Чувашия вошла в число четырех пилотных регионов страны по реализации концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Участие в проекте позволит обеспечить ей лидирующие позиции среди субъектов страны по качеству управления финансами и прозрачности бюджетных расходов.

В текущем году Министерство финансов Чувашской Республики совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики приступило к реализации пилотного проекта по централизации и интеграции информационных потоков ведения бухгалтерского учета государственных учреждений здравоохранения. Основная идея проекта заключается в переходе от отдельно развертываемых приложений (desktop-приложений), решающих задачи бухгалтерского и бюджетного учета, к централизованному интернет-решению.

В прошлом году всеми муниципальными районами и городскими округами приняты программы повышения эффективности бюджетных расходов, в которых предусмотрены мероприятия по организации трехлетнего бюджетного проектирования, интеграции информационных потоков составления и исполнения бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики с единой системой управления общественными финансами на базе специального программного комплекса. Предусмотрена конкурсная оценка реализации указанных муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, на что в 2012 году предусмотрено 1,5 млн руб.

Программно-целевой подход

В Чувашской Республике более десяти лет (начиная с 1992 года) последовательно внедряется программно-целевой подход к организации бюджетных расходов. Для формирования и систематизации целей и задач субъектов бюджетного планирования в Чувашской Республике была утверждена Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, приняты указы главы Чувашской Республики, направленные на определение основных направлений бюджетной политики, утверждены территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и поселений, приняты республиканские целевые программы и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований, стратегии развития отдельных отраслей экономики.

Согласно докладу о ходе реализации республиканских и ведомственных целевых программ за 2011 год, подготовленному Минэкономразвития Чувашии, государственными заказчиками представлены доклады о ходе реализации 64 республиканских и 11 ведомственных целевых программ. По итогам 2011 года удельный вес расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, формируемых в рамках программ (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета), составил 64,1 %.

Еще в течение 2005 и 2006 годов в республике было осуществлено внедрение механизма финансирования расходов на содержание органов исполнительной власти Чувашской Республики. Особенностью его является учет оценки качества и результативности их деятельности на базе программного комплекса «Оценка результативности бюджетных расходов субъектов бюджетного планирования на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности».

Кабинетом министров Чувашской Республики в 2011 году утверждены 14 государственных программ, охватывающих все ключевые сферы деятельности. Главный ориентир — новое качество жизни населения. Для этого разработаны и приняты государственные программы развития здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки граждан, содействия занятости, развития физической культуры и спорта, туризма. Решение задачи инновационного развития и модернизации экономики будет обеспечиваться за счет реализации государственных программ, направленных:

  • на развитие жилищного строительства и сферы ЖКХ;
  • развитие потенциала инженерной и энергетической инфраструктуры;
  • повышение инвестиционной привлекательности экономики;
  • стимулирование инноваций;
  • развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Распределение бюджетных ассигнований

В составе документов к Закону Чувашской Республики «О республиканском бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» впервые утверждено Аналитическое распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики по государственным программам Российской Федерации и Чувашской Республики на 2012–2014 годы. При его подготовке использованы следующие основные принципы:

расходы на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики включены в состав государственных программ Чувашской Республики;

республиканские целевые программы и все бюджетные ассигнования на их реализацию отнесены к одной государственной программе;

деятельность законодательной, судебной власти вследствие независимости и самостоятельности этих органов в виде государственных программ на настоящем этапе не реализуется.

Доля расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, сформированных в рамках государственных программ, в 2012 году составляет 98,5 % общего объема расходов бюджета. На следующем этапе планируется формирование ведомственной структуры республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период в разрезе государственных программ.

Управление госдолгом

Задача по снижению уровня долговой нагрузки и повышения качества управления государственным долгом — ключевая. В настоящее время у нас наработана положительная кредитная история, которая является ценным активом республики. В структуре государственного долга Чувашской Республики отсутствуют просроченные долговые обязательства как перед федеральным бюджетом, так и перед инвесторами, что свидетельствует о качестве управления государственным долгом.

В республике законодательно закреплено ведение государственной долговой книги и единой системы учета консолидированного долга. По состоянию на 1 января 2012 года объем государственного долга Чувашской Республики составил 9051,3 млн руб., или 55,7 % объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений. По сравнению с началом 2011 года государственный долг Чувашской Республики уменьшился на 937,2 млн руб. По данным Минфина России, по соотношению государственного долга к собственным доходам на начало 2011 года Чувашская Республика занимала второе место в Приволжском федеральном округе (69,9 %), а на начало 2012 года — шестое место (55,7 %). Качественное управление государственным долгом позволило Чувашской Республике использовать привлечение дополнительных ресурсов для реализации целого ряда крупномасштабных проектов.

Все последние годы кредитоспособность Чувашской Республики оценивалась Минфином России и независимыми экспертами достаточно высоко. В 2011 году рейтинговое агентство Moody’s Investors Service впервые присвоило Чувашской Республике рейтинг по международной шкале в иностранной валюте на уровне Ba2 и подтвердило рейтинг по национальной шкале на уровне Аа2.ru с прогнозом «стабильный», что отражает достаточно высокую кредитоспособность. По заключению агентства, рейтинги Чувашской Республики отражают умеренную долговую нагрузку и достаточно благоприятный график погашения долга, консервативную бюджетную политику и наблюдающееся увеличение поддержки со стороны федерального правительства.

Программа заимствований

Важным инструментом обеспечения дополнительных источников финансирования, сбалансированности республиканского бюджета Чувашской Республики, высокой степени финансовой устойчивости является эффективная реализация программы заимствований. В секции фондового рынка ММВБ 15 июня 2011 года состоялось размещение государственных облигаций Чувашской Республики выпуска 2011 года в полном объеме. Цена размещения облигаций, определенная эмитентом по итогам аукциона, составила 100,96 % от номинальной стоимости облигаций, что соответствует эффективной доходности на уровне 7,48 % годовых.

Среди субфедеральных облигационных займов, по данным информагентства Cbonds, итоги размещения облигаций Чувашской Республики в 2011 году выглядят наилучшим образом среди 21 региона, осуществлявшего размещение облигаций за последний год. По уровню ставки Чувашская Республика заняла второе место, а по соотношению спроса и предложения бумаг, проходивших биржевое размещение, — первое. В текущем году планируется разместить облигации на сумму 1,5 млрд руб.

Чувашская Республика одной из первых начала реализацию проектов совместно с Международной финансовой корпорацией группы Всемирного банка. Так, в 2006 году Чувашия впервые среди субъектов РФ осуществила выпуск государственных облигаций под частичное поручительство Международной финансовой корпорации, выданное напрямую республике без суверенных гарантий со стороны Правительства РФ. В 2007 году был привлечен кредит Международной финансовой корпорации на строительство автомобильных дорог под государственную гарантию Чувашской Республики в размере 1,3 млрд руб. В 2009 году заключен кредитный договор между Чувашской Республикой и Международной финансовой корпорацией на сумму 0,2 млрд руб., который был своевременно погашен в марте 2012 года. Привлеченный кредит был направлен на приобретение медицинского оборудования: компьютерных томографов, аппаратов УЗИ, аппаратов искусственного кровообращения и др. В настоящее время Министерством финансов Чувашской Республики проводится работа по вопросу привлечения долгосрочного кредита Международной финансовой корпорации в размере до 1,0 млрд руб. для финансирования строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений.

Последовательное повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, применение различных долговых инструментов и активная работа с инвесторами позволяют обеспечивать оптимальную структуру государственного долга с точки зрения длины и стоимости привлекаемых ресурсов, что в свою очередь дает возможность Чувашии осуществлять приоритетную реализацию инвестиционных проектов по развитию общественной инфраструктуры в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.