Госдума приняла во втором чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Опубликовано: 25.10.2011
Источник: Парламентская газета
Направление: Реализация 83-ФЗ
Автор: -

21 октября Государственная Дума рассмотрела во втором чтении проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Законопроект был поддержан парламентариями и принят во втором чтении.

«Действующие сегодня «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» были приняты 18 лет назад. За это время существенные изменения коснулись как экономической, так и социальной сферы нашей жизни. Меняется законодательство. Проводится реформа здравоохранения. И без принятия фундаментального, базового закона, которым является закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», качественная модернизация отрасли невозможна.

Таким образом, появилась необходимость в разработке нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах и сохраняющими свою актуальность в настоящее время, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие создать современную и эффективную систему российского здравоохранения. Новый закон устанавливает правовые основы регулирования системы здравоохранения, конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепляет гарантии и механизмы их реализации в современных условиях.

Изменений по сравнению с действующими «Основами» много. Они касаются как уточнений, конкретизации или дополнительного регулирования действующих положений, так и введения новых норм.

Дополнены принципы охраны здоровья. Каждому принципу посвящена отдельная статья, в которой соответствующий принцип подробно раскрывается. В нынешних «Основах» их пять: соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность медицинской помощи, социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритет профилактики. В новый закон мы включили ещё четыре: недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи и приоритет охраны здоровья детей.

Кроме того, некоторые из ранее закреплённых в законопроекте принципов были расширены и конкретизированы. Принцип доступности медицинской помощи дополнен понятием «качества». Дополнены критерии принципа доступности медицинской помощи. К четырём критериям, сформулированным ранее (кадры, порядки и стандарты, выбор медицинской организации и врача, транспортная доступность), были добавлены ещё четыре. Это приближенность к месту жительства, работы или обучения, предоставление гарантированного объема медицинской помощи, размещение медицинских организаций и инфраструктуры в сфере здравоохранения, исходя из потребностей населения, возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента.

В статье 12 существенно расширен принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья. Он реализуется через разработку и реализацию программ формирования здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности и т.п.

Введена норма обязательности исполнения на всей территории РФ и во всех медицинских учреждениях утвержденных порядков оказания медицинской помощи на основе стандартов. Мы много говорим о равнодоступности медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, независимо от того, где проживает россиянин, но мы не сможем обеспечить эту равнодоступность без принятия данного федерального закона и в частности данной нормы.

Важной является глава, посвящённая полномочиям органов государственной власти в сфере охраны здоровья. Круг полномочий федеральных органов исполнительной власти дополнен реализацией мероприятий по спасению жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацией медицинской эвакуации, координацией и внедрением передовых медицинских технологий, а также полномочиями по территориальному планированию инфраструктуры здравоохранения с учётом обеспечения порядков оказания медицинской помощи по всем основным направлениям.

Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи поднимаются с уровня местного самоуправления на уровень субъектов РФ в целях повышения ответственности органов государственной власти за качество и доступность медицинского обслуживания на территории субъекта, а также для улучшения финансирования. Необходимость такого преобразования обусловлена тем, что бюджеты многих муниципалитетов недостаточны. Однако есть немало муниципалитетов, бюджет которых позволяет обеспечить качественную организацию оказания медпомощи. Для таких случаев предусмотрена возможность делегирования данных полномочий субъектом РФ муниципалитету согласно нормам действующего Федерального закона № 184-ФЗ.

За органами местного самоуправления закрепляются полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению. Эти полномочия будут устанавливаться в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законами субъектов РФ. Такая конструкция позволит реализовывать данные положения с учётом особенностей территорий.

Впервые чётко разделены бесплатная медицинская помощь и платные медицинские услуги. В законопроекте прописано, за какие виды медицинской помощи нельзя взимать плату с граждан. Установлен перечень услуг, которые не подлежат оплате за счёт личных средств граждан ни при каких условиях. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи бесплатно будут оказываться все основные виды медпомощи: это первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная), скорая и паллиативная медицинская помощь (прим. – классификация по видам медпомощи, закрепление критериев высокотехнологичной помощи и законодательное регулирование паллиативной помощи – тоже новеллы законопроекта). Предусматривается бесплатное санаторно-курортное лечение в части медицинской реабилитации, проводимое в курортно-санаторных организациях после оказания стационарной помощи. Кроме того, бесплатными для граждан будут замена лекарства на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата, индивидуальная палата, необходимая в силу тяжести заболевания или по эпидемиологическим показаниям, и транспортные услуги для проведения обследования, осуществить которое данное медучреждение не может.

За деньги могут оказываться лишь услуги повышенной комфортности, не связанные непосредственно с медицинской помощью, услуги косметологической медицины, пластической хирургии, медицинская помощь иностранному гражданину, который не имеет страховки, и эти вопросы не оговорены в международных договорах. Также помощь может быть платной, если её объём больше того, что прописан в программе государственных гарантий: например, пациенту показана одна медицинская процедура, а он желает провести её повторно, однако медицинских показаний к тому нет, - в таком случае процедура будет проведена за плату.

Расширен спектр прав граждан в сфере охраны здоровья. Закреплено право на добровольное информированное согласие на любое медицинское вмешательство и отказ от него, на выбор лечащего врача общей практики и медицинского учреждения, на бесплатное пребывание родителя или законного представителя в больнице с ребёнком в возрасте до четырёх лет и старше – при наличии медицинских показаний.

Урегулированы многие кадровые вопросы в сфере здравоохранения, связанные с системой подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических работников, с расширением и защитой их прав, с оплатой их труда, с поддержкой сельских медиков.

В законопроекте есть ещё ряд важных новелл: разработан дефинитный аппарат основных медицинских понятий, урегулированы статьи по искусственному прерыванию беременности, по применению вспомогательных репродуктивных технологий и по трансплантации органов и тканей человека, конкретизированы положения о профилактике, законодательно закреплено понятие орфанных (редких) заболеваний и предусмотрены меры поддержки больных этими заболеваниями, а также тщательно проработан институт медицинской экспертизы и включён дополнительный её вид – независимая медицинская экспертиза.

Следует отметить, что данный законопроект рамочный, в его границах невозможно прописать все нюансы. Поэтому после его принятия будут приниматься сопроводительные федеральные законы, подзаконные нормативные акты Правительства РФ, более подробно раскрывающие те или иные нормы, закреплённые в «Основах». Кроме того, многие положение будут прописаны в нормативно-правовых документах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».