Директор департамента Светлана Нечаева – о совершенствовании госуслуг федерального уровня в онлайн-конфренции РИА "Новости"

Опубликовано: 02.09.2011
Источник: Министерство здравоохранения и социального развития
Направление: Реализация 83-ФЗ
Автор: -

Для того, чтобы воспользоваться той или иной госуслугой, сейчас приходится потратить немало времени, собирая необходимые документы и справки. С 1 октября у Минздрава появятся услуги, которые можно будет получать в упрощённом порядке - без предъявления сведений, которыми уже располагают госорганы. Как будет развиваться система, и приведёт ли её использование к реальной экономии времени и нервов наших граждан? В каких регионах будет запущена система? На эти и другие вопросы ответила директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Светлана Нечаева.

А за счет чего упрощение? И какие услуги?

Упрощение состоит в том, что большинство документов будут собираться органами и внебюджетными фондами и подведомственными им организациями, в которые обращается заявитель, с помощью системы межведомственного взаимодействия. Это означает, что орган, в который вы обратились, сам запросит данные, которыми уже располагает другой орган. Причем госорган сможет сделать это посредством информационных технологий, то есть без пересылки копий документов и так далее.

Что же касается тех документов, которые вы должны будете принести сами, а это в основном документы личного хранения, то они перечислены в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "О порядке предоставления государственных и муниципальных услуг". В частности, к таким документам отнесены следующие:

  • документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца; 
  • документы воинского учета; 
  • свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; 
  • документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания и др.

Если говорить об услугах Минздравсоцразвития и подведомственных ему учреждений, то это 39 федеральных услуг - услуги, предоставляемые министерством, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, ФМБА России, Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, и предусматривающие возможность межведомственного взаимодействия. Например, такие услуги, как: регистрация предельных отпускных цен на лекарственные средства, назначение некоторых государственных пособий, лицензирование медицинской деятельности, выдача санитарно-эпидемиологических заключений, обеспечение инвалидов средствами реабилитации, аккредитация лабораторий, согласование ввоза на территорию России органов и тканей человека, крови и ее компонентов, проведение медико-социальной экспертизы и другие.

В каких регионах начнёт работать система?

Данная система будет работать во всех регионах России. Причем по услугам федерального уровня – с 1 октября 2011 года. Федеральным законом № 210-ФЗ предусмотрено, что как раз с этой даты большинство документов и необходимых сведений для получения госуслуги будет запрашивать сам орган или подведомственная ему организация, предоставляющая на федеральном уровне госуслуги.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что в соответствии с тем же законом в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых региональными и муниципальными властями и учреждениями, система заработает с 1 июля 2012 года.

Какие существуют электронные услуги? Насколько сложно ими пользоваться? Какие инновационные особенности будут в этих услугах? Возможно ли будет получать какие-либо услуги с помощью Интернета?

В настоящее время государственные услуги, которые предоставляется в электронном виде, размещены на сайте www.gosuslugi.ru (портал государственных и муниципальных услуг). Зарегистрированные пользователи имеют возможность отправлять в электронной форме заявления на получение более 50 госуслуг, предоставляемых 18 федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время по ряду госуслуг (в основном о предоставлении какой-либо информации) заявление можно подать через указанный портал. Также на портале размещены шаблоны заявлений, требуемые документы для предоставления госуслуги, сроки ее предоставления и иная информация.

Пользоваться совершенно не сложно, для этого вам нужно лишь зарегистрироваться на портале, и вы сможете уже сегодня подать заявление на получение госуслуг – не выходя из дома.

Инновационные особенности предоставления госуслуг в электронном виде заключаются в том, что после завершения последнего этапа перевода госуслуг в электронном виде вы сможете подавать заявления, будете иметь возможность отслеживать ход его рассмотрения и, наконец, получать юридически значимый документ или необходимую информацию в электронном виде. Например, в настоящее время на портале возможно получить государственную услугу Минздравсоцразвития России по предоставлению гражданам и организациям информации об оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Что нужно сделать, чтобы получить медицинскую лицензию?

Услуга по выдаче медицинской лицензии также предусматривает установление межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, в связи с принятием Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который вступает в силу с 1 ноября 2011 года, разрабатываются новые положения о лицензировании, в том числе предусматривающие порядок получения лицензии на медицинскую деятельность. В настоящее время профильный департамент ведет разработку регламентов лицензирования по видам дейятельности.

Кроме того, обратите внимание, что Федеральным законом о лицензировании предусматривается возможность подачи в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также получить лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления указанного документа в форме электронного документа.

Скажите, а много документов придётся собирать самостоятельно при функционировании системы?

Количество документов значительно сокращается. Например, перечень документов, представляемых заявителями в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для предоставления государственной услуги по регистрации юридических лиц по новому месту нахождения обособленного подразделения.

Из этого перечня исключаются представляемые в настоящее время документы о регистрации и постановке на учет в налоговых органах и территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица). Кроме этого, такие документы как уведомление о постановке на учет и в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, справка, выданная территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, подтверждающая виды экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения, документы, подтверждающие закрытие обособленного подразделения, не будут требоваться в обязательном порядке от заявителей.

При этом функции по получению сведений, содержащихся в данных документах (при непредставлении указанных документов заявителями), будут осуществляться территориальными органами посредством межведомственного взаимодействия с налоговыми органами.

Где можно ознакомиться с перечнем документов, необходимым для предоставления в службу "одного окна"?

В 2009 году Правительство РФ утвердило Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг утверждены (постановление Правительства РФ от 03.10.2009 № 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг"). Согласно этим правилам в помещении многофункционального центра предоставления государственных (муниципальных) услуг должен быть организован сектор информирования, где работают не менее 2 окон для осуществления информирования граждан, в том числе о перечнях документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг для предоставления в службу "одного окна".

Сколько времени теперь будет занимать предоставление услуг Минздравсоцразвития? Есть ли максимальный срок предоставления услуги через службу "одного окна"?

Статья 12 Федерального закона № 210-ФЗ говорит о том, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Соответственно, срок предоставления государственной услуги, указанный в регламенте, распространяется также и на многофункциональный центр (служба "одного окна"). Срок разный, в зависимости от услуги.

Также добавлю, что уже сейчас Минздравсоцразвития России оказывает государственную услугу по выдаче разрешения на ввоз конкретной партии лекарственных средств или уведомления об отказе в его выдаче в течении 5 рабочих дней, а государственная услуга по выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы территории Российской Федерации биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения предоставляется в течении 10 дней.

По мере развития системы межведомственного электронного взаимодействия и при подключении к указанной системе регионов, сроки предоставления государственных услуг будут сокращаться.