Лечиться будем условно-бесплатно?

Опубликовано: 22.06.2011
Источник: Парламентская газета
Направление: Реализация 83-ФЗ
Автор: Мария Багринцева

Пациент скорее мёртв, чем жив

Грандиозные планы Правительства по модернизации отечественной медицины занимают двести страниц. В проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», кажется, включили всё – от полномочий органов власти до клятвы врача и лечебного питания.

По словам замглавы Минздравсоцразвития Вероники Скворцовой, представлявшей документ в Государственной Думе, в нём учтены многие предложения парламентариев, членов Общественной палаты РФ, учёных-медиков и практикующих врачей. Однако законопроект по-прежнему не вполне проясняет перспективы развития отечественного здравоохранения.

Кабинет министров утверждает, что принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан исчерпали себя и нуждаются в комплексной актуализации. Достичь цели корректировкой отдельных положений не удаётся. Оказалось проще написать для отрасли новый базовый закон. При таком подходе надо было сразу отказаться от его разработки, уверены оппоненты. Статус документа снижен до уровня федерального закона прямого действия, не способного заменить обобщающие, но якобы устаревшие Основы законодательства. Теперь зачем-то предлагается выстраивать правовую базу не по адекватному принципу «от общего – к частному», а наоборот: сначала принять отраслевые нормативы, а потом уже разобраться с госприоритетами.

Реформа за наш счёт

Новый законопроект позиционируют как гарантирующий «бесплатное медобслуживание», хотя это словосочетание давно вызывает у россиян скептическую усмешку. Ведь мы отчисляем взносы в фонды ОМС, покрывающие расходы на «бесплатное» лечение, а в целом бюджет здравоохранения формируется на наши, налогоплательщиков, деньги. А ведь есть ещё и платная медицина, и – с этим сталкивался практически каждый россиянин – «благодарность» врачам. В то же время Конституция РФ гарантирует гражданам право на охрану здоровья и бесплатную медпомощь. Поэтому все продолжают делать вид, что нечто подобное у нас и правда существует.

Если счёт от доктора выставлен не лично вам, а вашей страховой компании, перераспределяющей средства клиентов в пользу нуждающихся во врачебных услугах в данный момент, либо предъявлен федеральной, региональной или муниципальной казне, которые наполнены с вашим участием, принято считать, что вы лечились даром. Та же условно-бесплатная система здравоохранения заложена и в обсуждаемом законопроекте.

Его разработчики уверяют, что в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи войдут все её виды: первичная медико-санитарная, скорая, специализированная, в том числе высокотехнологичная. В перечень не включат лишь часть направлений стоматологии и пластической хирургии, связанных с косметологией.

Объёмы каждого вида услуг будет утверждать Правительство РФ сроком на три года, и только тогда станет окончательно ясно, что именно нам предоставят безвозмездно. Пока не понятно, верить ли кабинету министров, рассчитывающему за пять лет полностью обеспечить необходимой медпомощью всех граждан, или его критикам, прогнозирующим, что средств на социализацию медицины как всегда не хватит и новшества приведут к ещё большей коммерциализации отрасли.

– Нам, безусловно, не удастся вернуться к той монопольной системе здравоохранения, которая была в Советском Союзе, – не стала лукавить Вероника Скворцова, выступая перед депутатами. – С учётом экономического строя, существующего сегодня в нашей стране, для решения задач по модернизации отрасли выбран механизм обязательного государственного страхования. Он позволит федеральному и территориальным фондам ОМС накопить достаточное количество финансовых ресурсов для обеспечения госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи для всех граждан, вне зависимости от их имущественного и должностного положения. Ведь суть обязательного медицинского страхования как раз и заключается в перераспределении денежных потоков от богатых к бедным, от здоровых к больным. Это и есть система социальной солидарности.

Сойдёт для сельской местности

Важнейшей новеллой законопроекта является введение единых для всей страны порядков и стандартов оказания медицинской помощи. В их составлении, как утверждают в Минздравсоцразвития, участвовало «всё экспертное сообщество, более семи тысяч ведущих профессоров из всех регионов России».

В «порядках» подробно расписывается последовательность оказания медпомощи в различных случаях, определяется уровень компетенции специалистов и оснащения на каждом этапе, обозначаются критерии для смены медучреждения и условий лечения. Уверяют, что подобная «азбука врача» не заменит ему образования и не отменит индивидуального подхода к пациенту – спектр внесённых в неё клинических случаев достаточно широк для назначения множества альтернативных методик обследования и лечения.

По мнению авторов инициативы, единая методика значительно уменьшит финансовое неравенство между регионами, сформирует внутри тарифа достойную норму на выплату зарплаты сотрудникам и системно решит вопрос об их обеспеченности.

«Порядки» будут обязательны для исполнения во всех организациях медицины, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. А вот стандартов должны придерживаться только участники программы государственных гарантий. Частные заведения, не задействованные в её реализации, никто не лишает права устанавливать собственные расценки на лечение.

Формируя новые стандарты, Правительство впервые с советских времён просчитало реальную стоимость оказания медицинской помощи населению. С учётом выявленного дефицита в ближайшие два года на здравоохранение решено направить 460 миллиардов рублей. Часть средств пойдёт на инфраструктурную модернизацию отрасли, поскольку понятно, насколько неравное материальное положение сложилось сейчас в субъектах РФ: далеко не все из них сумеют реализовать единые стандарты оказания услуг.

Между тем больше 20 процентов посёлков в нашей стране вообще не имеют никаких медицинских учреждений. К врачу надо ехать за десятки километров, хотя на селе зачастую не ходят даже автобусы. Нет элементарного, а требуют внедрять высокие технологии. Да и успеют ли за оставшиеся два года уравнять Москву и, например, Саранск по обеспеченности медицинских организаций, если этот показатель в регионах разнится порой в двадцать пять раз? Введут ли за тот же короткий срок трёхуровневую систему здравоохранения в субъектах, включающую квалифицированную помощь, близкую к гражданам первичную медико-санитарную, а также новую для нашей страны межмуниципальную экстренную специализированную? Будем реалистами: едва ли. Поэтому не исключено, что нас ждут повсеместно заниженные стандарты лечения, подогнанные под возможности самых отсталых медучреждений. Либо планы по улучшению качества обслуживания в глубинке так и останутся на бумаге, а у столичных врачей появится повод ничего не менять в своей практике: сошло для сельской местности, нормально и для нас.

Диагноз: неоперабельно

Все новации законопроекта трудно даже просто перечислить. Среди них – вопросы репродукции человека, редких заболеваний, выбора врача, уровня квалификации докторов и фармацевтов, обязательного страхования медицинской ответственности, донорства и трансплантации органов и тканей, проведения и прекращения реанимации, запрета эвтаназии, утилизации медицинских отходов… К сожалению, почти любая статья документа является спорной, некорректно сформулированной или нечитабельной. Уж на что законодатели привыкли к юридическому и казённому языку, но и они взмолились: «Перепишите всё по-человечески! Иначе никто ничего не поймёт!» Разобраться действительно тяжело. Например, декларируется, что все нормы закона распространяются и на государственную, и на частную медицину. А вникнешь – исключений масса, причём по основным моментам. «Не допускается отказ в безвозмездном предоставлении пациенту медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в её реализации», – сказано в законопроекте. Получается, доктор из частной клиники, не подключённой к программе, вправе проигнорировать неплатёжеспособного человека, умирающего у них на пороге.

Закладывается принцип недопустимости отказа в помощи пациенту при угрожающем его жизни заболевании. Однако оговаривается, что это долг медиков, находящихся при исполнении трудовых обязанностей. Выходит, вне больницы и в нерабочее время их беспокоить нельзя, невзирая на клятву врача, изложенную в соседней статье закона: помогать людям всегда, в силу своего статуса.

Или перекладываются на субъекты РФ полномочия по обеспечению лекарствами от редких заболеваний. А залогом их успешного исполнения считается разрешение переводить в региональные бюджеты пожертвования от частных лиц, чего не было раньше. Можно подумать, что у областных администраций стоят очереди благотворителей, желающих расстаться с деньгами, но не имеющих на то дозволения.

– Выпали два важных принципа: социальная защита граждан в случае временной и стойкой утраты здоровья и ответственность органов государственной власти – и не только их, но и муниципальных предприятий – за организацию медицинской помощи, – отмечает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Герасименко. – Но уже в процессе обсуждения мы договорились, что эти принципы будут ко второму чтению внесены в законопроект. Следует более чётко регламентировать вопросы разграничения полномочий и их финансового обеспечения, разграничения собственности в сфере охраны здоровья между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления по созданию условий — это тоже вызывало очень много споров — целесообразно прописать в законодательных актах регионов.

Лучшее, что может сделать Правительство со своим законотворческим опусом, – отозвать из парламента. Нынешний вариант документа «неоперабелен»: такой ералаш поправками не спасти.

Опираясь на рекомендации экспертного сообщества, надо разработать стройную концепцию государственной политики в области здравоохранения, однозначно определив его модель: бесплатная государственная медицина, обязательное медицинское страхование, квотированная помощь по государственному заданию или нечто иное. И лишь затем приступить к детальной и продуманной отраслевой регламентации.

Сначала ставят диагноз. Лечат потом.