Новые формы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений: субсидии на возмещение нормативных затрат, субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Порядок предоставления и использования. Неиспользованные остатки

Опубликовано: 27.05.2011
Источник: НПО "Криста"
Направление: Исполнение бюджета
Автор: Вершинина В.В.
Должность: Руководитель отдела анализа и проектирования интегрированной системы

Вершинина В.В.

Новые формы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений

В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ  должна измениться форма предоставления бюджетных средств из бюджета бюджетным и автономным учреждениям. К новым формам финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений относятся:

Виды нормативных затрат, связанных с оказанием услуг

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений по оказанию государственных (муниципальных) услуг, выполнению работ в рамках реализации государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда,
  • затраты на приобретение расходных материалов,
  • техническое обслуживание,
  • оплата коммунальных услуг,
  • содержание здания,
  • сигнализация, охрана и т.п.

Соответствующие Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, утверждены Приказом Минфина России от 29.10.2010 г. № 137н.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенных бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду (с согласия учредителя) указанного недвижимого и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (статья 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 4 Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Затраты, финансируемые путем предоставления субсидии на иные цели или целевой субсидии

Нормативный правовой акт, закрепляющий закрытый перечень затрат, финансируемых путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, на настоящий момент отсутствует. К таковым затратам можно отнести:

  • затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,
  • затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,
  • затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,
  • иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.

Бюджетные инвестиции

Статья 79 Бюджетного кодекса РФ допускает возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений. При этом предоставление бюджетных инвестиций автономному (бюджетному) учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления автономного (бюджетного) учреждения. Бюджетные инвестиции не входят в состав субсидий на иные цели, т.е. представляют собой особую форму финансового обеспечения.

Порядок предоставления и использования субсидий на возмещение нормативных затрат, неиспользованные остатки

Порядок определения объема и предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания установлен Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

В соответствии с частью 15 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления по месту открытия соответствующего лицевого счета: в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (остатки субсидий на возмещение нормативных затрат), используются в очередном финансовом году на те же цели (пункт 17 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

В отношении автономных учреждений аналогичные нормы предусмотрены проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» (проект находится на рассмотрении в Государственной Думе).

Порядки проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, утверждены  Приказами Федерального казначейства от 29.10.2010 № 16н и № 15н соответственно.

Порядок предоставления и использования субсидий на иные цели, неиспользованные остатки

Операции со средствами субсидий на иные цели, поступающими федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъекта Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (пункт 8 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (пункт 16 статья 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений за счет целевых субсидий утвержден Приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н. В соответствии с пунктом 3 Порядка федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан ежегодно представлять в органы Федерального казначейства Перечень целевых субсидий, предоставляемых в соответствующем финансовом году бюджетным учреждениям. Перечень целевых субсидий формируется с указанием кодов цели, присвоенных для учета операций с целевыми субсидиями. Никакой дополнительной регламентации в части присвоения указанного кода субсидии не установлено. Установлены также требования по оформлению бюджетными учреждениями заявок на осуществление операций с целевыми субсидиями, в том числе обязательность указания кода цели. Органы Федерального казначейства осуществляют целевые расходы на основании представленных учреждением заявок, после проверки соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий, а также после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Территориальные органы Федерального казначейства также могут осуществлять предварительное санкционирование оплаты расходов бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) за счет поступивших им иных субсидий, если это предусматривает соглашение об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений), заключенное органом Федерального казначейства с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (пункт 5 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 29.10.2010 № 16н).

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (часть 18 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом Общих требований, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. № 82н.

В отношении федеральных бюджетных учреждений Порядком взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, утвержденным Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. № 82н, предусмотрено, что до 1 июля следующего финансового года указанные остатки учитываются на лицевых счетах бюджетных учреждений «без права расходования» и могут быть перечислены в федеральный бюджет в добровольном порядке бюджетным учреждением до 1 июля; а после указанной даты – подлежат взысканию.

В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» в Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предлагается внести изменения, регламентирующие операции с целевыми субсидиями для автономных учреждений, аналогично операциям с целевыми субсидиями бюджетных учреждений.

Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), должны осуществляться после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий, предоставленных автономным учреждениям (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), подлежат перечислению автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки целевых субсидий, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Ожидается, что соответствующие изменения в отношении автономных учреждений будут внесены и в Приказы Минфина России от 16.07.2010 г. № 72н  и от 28.07.2010 г. № 82н.

Порядок предоставления и использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, неиспользованные остатки

Операции с бюджетными инвестициями, поступающими бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (пункт 8 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ, проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»).

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежат перечислению учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным и автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (часть 18 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ, проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»).

Расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетных инвестиций, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (пункт 16 статья 30 Федерального закона № 83-ФЗ, проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1204 бюджетные инвестиции в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2011 году осуществляются в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. Соответственно, санкционирование расходов федеральных учреждений по объектам капитального строительства осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 01.09.2008 г. № 87н.

Таким образом, в течение 2011 года федеральные учреждения (бюджетные и автономные), в основные средства которых осуществляются бюджетные инвестиции, выступают в качестве государственных заказчиков, действуют в рамках Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ и заключают государственные контракты на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, находящихся на праве их оперативного управления, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых они выполняют функции застройщика. При этом в государственных контрактах предусматривается условие замены с 1 января 2012 г. стороны договора – Российской Федерации на соответствующее федеральное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции, и соответственно вида договора - государственного контракта на договор строительного подряда и (или) договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также замену реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата денежных обязательств по договору.

Сравнительная характеристика новых форм финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений

№ п/п

Критерий сравнения

Субсидии на возмещение нормативных затрат

Субсидии на иные цели

Бюджетные инвестиции

1

Цели предоставления

Возмещение затрат, прямо или косвенно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, приобретение расходных материалов, техническое обслуживание, оплату коммунальных услуг, содержание здания, сигнализацию, охрану

Возмещение затрат, не включаемых в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, в том числе по осуществлению капитального ремонта, приобретению основных средств, возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации, организацию разовых мероприятий

Капитальные вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений

2

Виды счетов, открываемых бюджетным учреждениям для учета операций с указанными средствами

Лицевые счета бюджетных учреждений в ТОФК с кодом 20 или в ФО субъекта РФ (муниципального образования)

Отдельные лицевые счета бюджетных учреждений в ТОФК с кодом 21 или в ФО субъекта РФ (муниципального образования)

Отдельные лицевые счета бюджетных учреждений в ТОФК с кодом 21 или в ФО субъекта РФ (муниципального образования)

3

Виды счетов, открываемых автономным учреждениям для учета операций с указанными средствами

Лицевые счета автономных учреждений в ТОФК с кодом 30, в ФО субъекта РФ (муниципального образования) и (или)[1] в учреждениях банка

Отдельные лицевые счета автономных учреждений в ТОФК с кодом 31, в ФО субъекта РФ (муниципального образования) и (или) в учреждениях банка

Отдельные лицевые счета автономных учреждений в ТОФК с кодом 31, в ФО субъекта РФ (муниципального образования) и (или) в учреждениях банка

4

Предварительное санкционирование расходов за счет указанных средств

Санкционирование не осуществляется, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, не предоставляются, не зависимо от места открытия счета

Санкционирование осуществляется после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии. Для автономных учреждений санкционирование возможно только в случае открытия лицевых счетов в ТОФК или ФО субъектов РФ (муниципальных образований)

Санкционирование осуществляется после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии. Для автономных учреждений санкционирование возможно только в случае открытия лицевых счетов в ТОФК или ФО субъектов РФ (муниципальных образований)

5

Остатки средств, неиспользованные в текущем финансовом году

Используются в очередном финансовом году на те же цели

Подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Могут быть возвращены в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего ГРБС

Подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Могут быть возвращены в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего ГРБС


При подготовке обзора использованы материалы
горячей линии консультаций по 83-ФЗ

www.forum.iminfin.ru

 


[1] Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» (проект внесен на рассмотрение в Правительство РФ)