Программный бюджет. Государственные программы.

Опубликовано: 05.03.2011
Источник: НПО "Криста"
Направление: Программно-целевой бюджет
Автор: Черных Е.Н.

Черных Е.Н.      Переход к формированию бюджета в программной структуре расходов является одной из основных задач «Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1101-р от 30 июня 2010г. Такие преобразования должны изменить как формат составления и утверждения бюджета, так и бюджетную классификацию.

 

 

 

 

 

 

 Изменение разрядов кодов бюджетной классификации расходов

Текущая бюджетная классификация

Классификация, измененная согласно Программе повышения эффективности бюджетных расходов

 

1

Ведомство

1

Ведомство

I

2

2

3

3

4

Раздел

4

Раздел

I I

5

5

6

Подраздел

6

Подраздел

7

7

8

Целевая статья

8

Программа

I I I

9

9

10

10

Подпрограмма

11

11

12

12

Мероприятие

13

13

14

14

Свободная позиция

15

Вид расходов

15

Новый вид расходов

IV

16

16

17

17

18

Эк Кл (КОСГУ)

18

Эк Кл (КОСГУ)

V

19

19

20

20

       С введением новой бюджетной классификации объем информации о направлении средств бюджета должен быть не сокращен, а наоборот содержательно расширен и систематизирован.

      Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

      Государственные программы будут включать в себя федеральные целевые программы (долгосрочные целевые программы) и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Большая часть расходов бюджета будет охвачена государственными программами, что позволит ведомствам планировать свою деятельность, руководствуясь данными программами.

     Разработка государственных программ должна исходить из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения. В случае если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, в рамках госпрограммы может быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

     В разработанных Методических рекомендациях для субъектов РФ и муниципальных образований предложены основные направления реализации программ:

  • обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов,
  • внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления
  • развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (реструктуризация бюджетного сектора),
  • повышение эффективности распределения бюджетных средств,
  • оптимизация функций государственного и муниципального управления,
  • повышение эффективности их обеспечения,
  • реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств и т.д.

      В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для субъекта РФ и муниципальных образований с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий.

     В соответствии с бюджетной реформой переход на государственные программы должен сопровождаться ужесточением бюджетной политики. Предполагается отказ от обязательной индексации расходных обязательств по уровню инфляции и принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения.

Ссылки на источник:

1.      Постановление Правительства России от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ российской федерации»,

2.      Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29 декабря 2010 г. N 194н/701 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов»

3.      Интервью Нестеренко Т.Г. – заместитель министра финансов