Трудных жизненных ситуаций станет меньше

Опубликовано: 26.09.2011
Источник: Парламентская газета
Направление: Реализация 83-ФЗ
Автор: Лашкевич Николай

Законопроект «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», подготовленный Минздравсоцразвития и обнародованный для широкого общественного обсуждения, должен заменить федеральный закон с таким же названием, принятый ещё в 1995 году. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Максима Топилина, ныне действующий закон, обеспечивающий права малоимущих, уже «не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества».

Основных моментов в законопроекте несколько. Формируется единая система оказания социальных услуг по всей стране. Похоже, приходит конец практике правового разнобоя, когда регионы определяли собственные правила игры на социальном поле. Один регион мог в полной мере удовлетворять потребности населения в социальных услугах, причём почти полностью бесплатно, а другой – вводить комплекс платных услуг или обеспечивать, к примеру, нужды только пожилых людей и инвалидов, а безработных, сирот, малообеспеченные семьи оставить за бортом социального обслуживания.

Устанавливается специальный порядок предоставления платных услуг. Будет утверждён единый социальный стандарт, и социальные услуги, оказываемые сверх этого бесплатного перечня, будут осуществляться за плату. Пользователи платных услуг будут заключать договоры с госучреждениями социального обслуживания по утверждённым тарифам, причём эти расценки будут действовать и в отношении частных компаний, которые впервые получат право работать в сфере соцобслуживания.

И хотя закон строго определяет, что организация, обслуживающая, скажем, дом престарелых или санаторий для пожилых людей, не имеет права забирать себе более 75 процентов пенсии, ответственность за нарушения этого важнейшего положения должна быть прописана более чётко. На это указывают многие участники общественного обсуждения законопроекта в своих первых комментариях. Слишком велик соблазн обойти закон, особенно если наказание за обман пенсионеров и инвалидов будет мягким. Впрочем, платить будут не все. Если раньше бесплатные услуги распространялись только на тех, чей доход не превышал одного прожиточного минимума, установленного в регионе, то отныне планка для «оказавшихся в трудной жизненной ситуации» поднимается до полутора минимумов.

С одной стороны, такое повышение само по себе является большим плюсом, но с другой – вызывает закономерные вопросы. Почему за основу взяты именно полтора прожиточных минимума, а не два? В Минздравсоцразвития обосновывают такие данные сложившимся опытом регионов и уточняют, что цифры взяты из изучения практики работы регионов и из тех нормативных актов, которые подписываются губернаторами. Но не занижена ли подобная планка бедности? Тем более что система определения уровня жизни на основе прожиточного минимума устарела в такой же степени, как и сам закон об основах социального обслуживания населения. Может, имеет смысл прислушаться к мнению многих экспертов, которые предлагают вообще уйти от понятия «прожиточный минимум» с его нелепой потребительской корзиной, товары и услуги которой сегодня позволяют человеку лишь свести концы с концами, что отнюдь не способствует реальной борьбе с бедностью и нищетой? Очевидно, что при средней пенсии в стране 8 тысяч рублей и прожиточном минимуме почти 6,5 тысячи рублей такого повышения планки доходов будет явно недостаточно. Основные минимальные потребности гораздо выше тех 10 тысяч рублей, которые, по всей вероятности, установит закон.

Не менее важен другой момент. А кто будет определять и вести учёт так называемой индивидуальной нуждаемости (адресности) при предоставлении социальных услуг, прописанных в ст. 7 законопроекта? Как определить «результаты комплексной объективной оценки условий их жизнедеятельности»? Не расцветёт ли купля-продажа справок? Как и в случае с определением инвалидности, объём мздоимства в этой сфере у нас огромный.

На сайте министерства проект закона сейчас вывешен для общественного обсуждения. К настоящему моменту больше всего авторских редакций написано к статье 2 «Основные понятия». На втором месте – статья 12 «Основания для признания граждан (семей) нуждающимися в социальном обслуживании» и статья 14 «Виды социальных услуг». Уже в начале октября станут известны первые результаты обсуждения.

Мнения законодателей

Социальный стандарт един для всех

Татьяна Яковлева, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья:

«Необходимость нового закона очевидна. Число разного рода поправок превысило критическую массу. Стало ясно: чем регулярно переписывать устаревшие нормы, лучше создать современный нормативно-правовой акт. К сожалению, сегодняшняя модель организации соцобслуживания не позволяет полностью удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют региональные различия в их доступности и качестве, очереди на их получение на дому и в стационарных условиях. Соцобслуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству в получении услуг. В законопроекте уточнены принципы социального обслуживания, прописан перечень услуг, их содержание и условия предоставления – стационарные, полустационарные, на дому. Это позволит повысить объективность и прозрачность, обеспечит адресность и доступность».

Лиана Пепеляева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку:

«Закон должен ввести единые для всех регионов нормы социального обслуживания. Планируется конкретизировать основания для признания человека находящимся в сложной жизненной ситуации. Это необходимо для того, чтобы не было разночтений и почвы для злоупотреблений. В Новосибирской области почти 18 тысяч человек получили в первом полугодии текущего года социальное обслуживание на дому. Для этих людей, а также для многих других, в том числе и самих работников системы соцзащиты, важно, чтобы новый закон был работающим».

Вера Оськина, член Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению:

«Социальные стандарты необходимы, потому что в нашей стране очень много тех, кто, живёт за чертой бедности. Но говорить следует не о минимальных соцстандартах. Мы должны повысить планку для того, чтобы стремиться к лучшему. Если установим нижнюю планку, так и останемся на этом уровне. А этого делать нельзя, потому что придётся по ней выравнивать все регионы. Если социальные стандарты будут установлены по высокой шкале, то бюджет должен будет выравнивать межбюджетные отношения между регионами. Единый уровень социальных стандартов и социальных услуг – это залог единства страны».

Вопрос – ответ

Услуги будут предоставлены. Но с учётом обстоятельств

Кому предоставляется социальное обслуживание?

В стационарных условиях соцобслуживание предоставляется на условиях постоянного или временного (более суток) проживания гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянном уходе или временной посторонней помощи, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, пострадавшим от жестокого обращения в семье, гражданам без определённого места жительства и определённых занятий, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в результате вооружённых и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.

Как определяется степень нуждаемости при предоставлении соцуслуг?

Учитывается состояние здоровья, нуждаемость, семейное положение, наличие или отсутствие родственников, осуществляющих помощь и уход, попечение несовершеннолетних, жилищные условия, материальная обеспеченность и т.п.

Придётся ли платить за соцуслуги?

В полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) учитывается среднедушевой доход, который на дату обращения не превышает более чем в полтора раза величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Социальные услуги в рамках государственного задания предоставляются бесплатно. Поставщики социальных услуг вправе оказывать гражданам (семьям) по их желанию (письменному заявлению) дополнительные социальные услуги сверх установленного государственного задания на платной основе. Размер платы за предоставление услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода потребителя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату. Размер ежемесячной платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях не может превышать 75 процентов величины среднедушевого дохода гражданина (семьи).